Аннотация к рабочей программе по освоению АООП для детей 5-6 лет (1)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 302
_____________________________________________________________________________
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru

Аннотация к рабочей программе
по освоению АООП для детей 5-6 лет

г. Екатеринбург

Программа разработана в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей
направленности муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад
комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и с учетом Примерной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с
тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и
науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО».
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей,
содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет
систему, рассчитанную на один учебный год.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел - содержит пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел - включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
формы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей (коррекционную программу).
В Организационном разделе - представлено, в каких условиях реализуется
Программа и представляющий материально-техническое обеспечение реализации
программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и
финансовые условия реализации программы.
Программа включает 2 части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее
общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% от ее общего объема.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и
поддержку индивидуальности ребенка с с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.

Особое место в образовательном процессе уделено программе «Мы живем на
Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная
программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013 г.), отражающей специфику условий Урала
- региона, в котором проживают воспитанники МБДОУ. Успешное развитие личности
возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде
определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей,
межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека,
семьи.
Цели образования ребенка дошкольного возраста данной программы:
1.
Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности,
многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной
составляющей образования.
2.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию
своего народа.
3.
Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям,
соседям и другим людям.)
4.
Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
5.
Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе
национально-культурных традиций.
В ответ на запрос современного социума - семьи, общества, государства – к
воспитанию человека-созидателя, умеющего сохранять свое здоровье (физическое и
психическое), делать выбор в соответствии с принятыми социокультурными нормами (на
основе адекватного анализа ситуации), управлять своим состоянием и поведением,
готового к встрече с быстро меняющимся миром и стремительно обновляющейся
культурой, умеющего работать в команде и нести ответственность за результаты своей
деятельности, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни
участниками образовательных отношений в МБДОУ была выбрана парциальная
программа «Мир Без Опасности (Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа
для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». – М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2017). Цель программы – становление культуры безопасности личности в процессе
активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека,
содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
и «Я-концепции».
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР
к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач
Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования,
которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их
проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно
варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных
особенностей развития конкретного ребенка.
Объектом мониторинга являются:

- индивидуальное развитие ребенка;
- результаты коррекционной работы с детьми с особыми образовательными
-

потребностями;
развивающая предметно пространственная среда;
условия организации образовательного процесса, питания, прогулки, соблюдения
режима, удовлетворенность родителей (законных представителей).

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей с ТНР в различных видах деятельности. Система коррекционной работы по
Программе предполагает непосредственно коррекционно-развивающую работу и работу
по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на всестороннее развитие у детей с ТНР навыков игровой деятельности,
дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных
представлений о гендерной и семейной принадлежности. Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
Родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений. Физическое развитие включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму,
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
Взаимодействие педагогов с детьми с ТНР является важнейшим фактором развития

ребенка с нарушением речи и пронизывает все направления образовательной
деятельности.
С помощью педагога и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать
окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со
взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом
овладения культурными практиками.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу МБДОУ. Только в диалоге
обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен
информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между
родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и
воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей
является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной
ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает,
что семья и МБДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их
достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и
сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить
преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.
Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями,
способствующими позитивному проведению диалога

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575882

Владелец

Докучаева Анжелла Валерьевна

Действителен

С 03.03.2021 по 03.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».