Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 302 _____________________________________________________________________________ г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4 Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru г. Екатеринбург Данная рабочая программа (далее Программа) предназначена для работы учителядефектолога с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп. Программа разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО». Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР). Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе и родителей дошкольников, комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего гармоничного развития. В процессе коррекционно-развивающего обучения данной группы детей решаются следующие задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений. 2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителядефектолога в соответствии с программным содержанием. 3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Общие принципы и подходы к формированию Программы: – поддержка разнообразия детства; – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; – позитивная социализация ребенка; –личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников МБДОУ) и детей; – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; – сотрудничество педагогов с семьей; – возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. С учетом образовательных потребностей детей с ТНР в Программе выделены следующие разделы коррекционно-развивающей работы: сенсорное развитие; развитие психических функций; формирование целостной картины мира; развитие математических представлений; развитие речи и формирование коммуникативных способностей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи. Коррекционно – развивающая работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, педагогическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, мышления, развитием математических представлений, умения управлять собой и другими психическими процессами. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы с детьми, входящими в дефектологическую группу. Воспитатель закрепляет приобретенные детьми знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдение за окружающем и т.п.), а также в режимные моменты. Во второй половине воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель-дефектолог. Для того, чтобы лучше скоординировать коррекционную работу была разработана тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя. Рекомендации, предлагаемые учителемдефектологом для проведения коррекционно-развивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны ближайшего развития» и особенностей каждого ребенка. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575882 Владелец Докучаева Анжелла Валерьевна Действителен С 03.03.2021 по 03.03.2022