Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 302 _____________________________________________________________________________ г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4 Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru Аннотация к рабочей программе педагога-психолога по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста г. Екатеринбург Программа разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой – образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности Муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом, и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО». Цель Программы - проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка. Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста достигается через решение следующих задач: • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Концептуальными основаниями в работе психолога выступают принципы, определенные ФГОС ДО: - поддержки разнообразия детства; - сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; - полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, ампликации (обогащения) детского развития; - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; - учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с учетом содержания образовательной программы, запроса родителей и специфики образовательных потребностей. Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО: - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к друг, и взаимодействия детей в разных видах деятельности; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - защита детей от всех форм физического и психического насилия; - построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Направление «Психологическая диагностика» Согласно ФГОС ДО, в МБДОУ проводится оценка развития детей, его динамика, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Цель диагностической деятельности педагога-психолога МБДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. Направление «Психологическая диагностика»: 1. Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов. 2. Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года) 3. Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет (в течение учебного года). 4. Психодиагностика психологической готовности к обучения в школе. 5. Диагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности. 6. Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов МБДОУ Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»: Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога МБДОУ. Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении. Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, родителями, специалистами, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в МБДОУ согласно ФГОС, а именно: - построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности; - создание психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, обеспечение условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе с различными (ограниченными) возможностями здоровья. Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»: В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере детей, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей. Психо-коррекционные технологии включаются в контексте развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков, а выработка у детей способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития. Направление реализуется по следующим разделам: 1. развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей; 2.развивающая работа по коррекции проблем в развитии у детей; 3.развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3 и 7 лет; 4. развивающая работа в период адаптации ребенка к МБДОУ; 5.развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одаренных дошкольников. Направление «Психологическое консультирование». В условиях МБДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. В работе с детьми с ТНР деятельность педагога-психолога осуществляется по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Но коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом особых образовательных потребностей и заключений психологомедико-педагогической комиссии. Педагог-психолог учитывает индивидуальные возможности и особенности развития ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений и социальную адаптацию детей с ТНР. Работа с родителями: Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать. Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.). Родителей с первой встречи психологически готовим к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач. Формы работы с родителями: — консультирование о путях и способах решения проблем ребенка; — привлечение к совместной с ребенком деятельности при проведении утренников, соревнований, конкурсов, выставок и т.п. — привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни; — привлечение к подготовке ребенка к школе через использование пособия с развивающими заданиями; — просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы педагогических секретов»; — проведение родительских собраний и «дней открытых дверей» с участием приглашенных специалистов: — беседы-консультации по поводу конкретной проблемы: «Использование художественных текстов в психосоциальном развитии ребенка», «Воспитание «за» и «против»», «На пороге школы», «Слушать ребенка. Как?» Итоги освоения содержания программы. Средняя группа. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности — силу голоса, интонацию, ритм и темп речи. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми Представления о себе. Представления об обществе. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Итоги освоения содержания программы. Старшая группа. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта), проявляет готовность помочь, сочувствие. Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Активный в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Итоги освоения содержания программы. Подготовительная группа. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Интересуется новым, интересным в окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575882 Владелец Докучаева Анжелла Валерьевна Действителен С 03.03.2021 по 03.03.2022