Аннотация к рабочей программе педагога-психолога по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 302
_____________________________________________________________________________
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога по
психологическому сопровождению
детей дошкольного возраста

г. Екатеринбург

Программа разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной
программой – образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
в группах компенсирующей направленности
Муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад комбинированного вида
№ 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного
Приказом, и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте
Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО».
Цель Программы - проектирование социальной ситуации развития, осуществление
коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста достигается через
решение следующих задач:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и
способностей детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим
и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
Концептуальными основаниями в работе психолога выступают принципы, определенные
ФГОС ДО:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, ампликации
(обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с
его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его
включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет перспективное и
календарное планирование своей деятельности с учетом содержания образовательной программы,
запроса родителей и специфики образовательных потребностей.
Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на
обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,
соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к друг,
и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления
полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в
образовательный процесс.
Направление «Психологическая диагностика»
Согласно ФГОС ДО, в МБДОУ проводится оценка развития детей, его динамика, в том
числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая
диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Цель диагностической деятельности педагога-психолога МБДОУ: получение полных
информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые
будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов
воспитанников.
Направление «Психологическая диагностика»:
1.
Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных
результатов.
2.
Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по
запросу родителей, педагогов в течение учебного года)
3.
Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет (в течение
учебного года).
4.
Психодиагностика психологической готовности к обучения в школе.
5.
Диагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности.
6.
Психодиагностическая
работа
по
изучению
личностных
качеств
и
профессиональных компетенций у педагогов МБДОУ
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»:
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление
деятельности педагога-психолога МБДОУ.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей
возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей,
интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и
интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в
образовательном учреждении. Пути достижения данной цели предполагают продуктивное
взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, родителями, специалистами, направленное
на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в МБДОУ
согласно ФГОС, а именно:
- построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону
ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и
индивидуальные возможности и склонности;

- создание психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие
каждого ребенка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного
климата в группе, обеспечение условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе с различными (ограниченными) возможностями здоровья.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по
повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может
рассматриваться как средство психопрофилактики.
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»:
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во
внутренней, психологической, сфере детей, рассматривается как развивающая. Предполагается
организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в
психическом развитии детей. Психо-коррекционные технологии включаются в контексте
развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному
направлению становится не исправление недостатков, а выработка у детей способов
саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать
успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как
следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Направление реализуется по следующим разделам:
1. развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей;
2.развивающая работа по коррекции проблем в развитии у детей;
3.развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3 и 7 лет;
4. развивающая работа в период адаптации ребенка к МБДОУ;
5.развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одаренных
дошкольников.
Направление «Психологическое консультирование».
В условиях МБДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое
консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции
потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов
развития.
В работе с детьми с ТНР деятельность педагога-психолога осуществляется по тем же
направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Но коррекционно-развивающая
деятельность строится с учетом особых образовательных потребностей и заключений психологомедико-педагогической комиссии. Педагог-психолог учитывает индивидуальные возможности и
особенности развития ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений и социальную адаптацию
детей с ТНР.
Работа с родителями:
Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных
психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации.
Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли
родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии. Поэтому
важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы
их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.
Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень
включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных
факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.).
Родителей с первой встречи психологически готовим к сотрудничеству со специалистами, причем
не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими
специалистами задач.
Формы работы с родителями:
—
консультирование о путях и способах решения проблем ребенка;
—
привлечение к совместной с ребенком деятельности при проведении утренников,
соревнований, конкурсов, выставок и т.п.
—
привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению
знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной
жизни;
—
привлечение к подготовке ребенка к школе через использование пособия с развивающими
заданиями;

—
просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и
«Школы педагогических секретов»;
—
проведение родительских собраний и «дней открытых дверей» с участием приглашенных
специалистов:
—
беседы-консультации по поводу конкретной проблемы: «Использование художественных
текстов в психосоциальном развитии ребенка», «Воспитание «за» и «против»», «На пороге
школы», «Слушать ребенка. Как?»
Итоги освоения содержания программы. Средняя группа.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Для привлечения и сохранения внимания
сверстника использует средства интонационной речевой выразительности — силу голоса,
интонацию, ритм и темп речи. Ребенок активно проявляет стремление к общению со
сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек,
совместных игр, общих дел. Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в
практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но
и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми
Представления о себе. Представления об обществе. Овладевший необходимыми специальными
умениями и навыками.
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
Итоги освоения содержания программы. Старшая группа.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок
проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Ребенок
понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике,
пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта),
проявляет готовность помочь, сочувствие. Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их
по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения. Активный в театрализованной, игровой деятельности по литературному
произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не
повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Имеет
первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране),
мире и природе.
Итоги освоения содержания программы. Подготовительная группа.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. навыки,
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Интересуется новым, интересным в
окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает
много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и
исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы,
пользуется схемами, наглядными моделями. Правильно понимает эмоциональные состояния
других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и
друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам,
интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том,
«что такое хорошо, а что такое плохо». Овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности. Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575882

Владелец

Докучаева Анжелла Валерьевна

Действителен

С 03.03.2021 по 03.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».