Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда по осуществлению профессиональной коррекции для детей 5-6 лет

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 302
_____________________________________________________________________________
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru

Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда по
осуществлению профессиональной
коррекции для детей 5-6 лет

г. Екатеринбург

Программа разработана в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей
направленности муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад
комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и с учетом Примерной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с
тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и
науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО».
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей,
содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет
систему, рассчитанную на один учебный год.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел - содержит пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел - включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
формы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей (коррекционную программу).
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в
общество.
В Организационном разделе - представлено, в каких условиях реализуется
Программа и представляющий материально-техническое обеспечение реализации
программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и
финансовые условия реализации программы.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и
поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи. Построение
системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов,
работающих в группе и родителей дошкольников, комплексность педагогического
воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и
обеспечения их всестороннего гармоничного развития.
Профессиональная деятельность учителя – логопеда МБДОУ направлена на
оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными
видами речевых нарушений.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР
достигается через решение следующих задач:
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их

эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
Ведущей задачей представленной рабочей программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
При формировании данной части Программы учитывались образовательные
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также
сложившиеся традиции МБДОУ.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
Программой, обеспечивается созданием специальных условий получения образования, а
именно интеграцией усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и
семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким
темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого
потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях
природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому
воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей
между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей
дошкольников.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР,
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых
ориентиров.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей
дошкольного возраста с ТНР с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с
недостатками в речевом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни
двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому
целевые ориентиры Программы, реализуемой с участием детей с ТНР, учитывают не
только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности
различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития
ребенка.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать Программу
в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с ТНР тесно
взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать
конкретные задачи во всех формах ее организации.
В содержательном разделе представлены:
 описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития и психофизическими особенностями ребенка с ТНР в пяти образовательных
областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ
дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания;
 описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ТНР,
специфики их образовательных потребностей и интересов;
 особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
 способы и направления поддержки детской инициативы;
 программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с ТНР.
 особенности
взаимодействия
педагогического
коллектива
с
семьями
воспитанников.
Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый
план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов
формирования личности ребенка с ОНР. Такие образовательные области, как
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной
областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого,
эстетического, физического и нравственного развития.
Взаимодействие педагогов с детьми с ТНР является важнейшим фактором развития
ребенка с нарушением речи и пронизывает все направления образовательной
деятельности.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников.
Игра - это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является
основной формой реализации Программы, успешно используется при организации
двигательной,
познавательно-исследовательской,
коммуникативной,
музыкальнохудожественной деятельности.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее
значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального,
экономического культурологического развития общества.
Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционнологопедическое воздействие со стороны дошкольного образовательного учреждения и
родителей.
Основой работы учителя-логопеда с родителями является понятие о развивающихся
взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует
развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития.
Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями осуществляется с
помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного
речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где
логопед и родители действуют согласованно. На сегодняшний день совместная работа с
семьей должна носить творческий характер через дифференцированный подход к семье и
детям.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575882

Владелец

Докучаева Анжелла Валерьевна

Действителен

С 03.03.2021 по 03.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».