Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда по осуществлению профессиональной коррекции для детей 4-5 лет

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 302
_____________________________________________________________________________
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СРЕДНЕЙ
ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ТНР

г. Екатеринбург

Программа разработана в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей
направленности муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад
комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и с учетом Примерной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с
тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и
науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО».
Программа - это нормативно-управленческий документ, разработанный учителемлогопедом средней группы, определяющий содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционнологопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны
возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В Программе общее недоразвитие речи (далее ОНР) рассматривается как системное
нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и
смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е.,
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и
поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР).
Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей
направленности для детей с ОНР, предусматривающей полную интеграцию действий всех
специалистов, работающих в группе и родителей дошкольников, комплексность
педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического
развития детей и обеспечения их всестороннего гармоничного развития.
Профессиональная деятельность учителя – логопеда МБДОУ направлена на
оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными
видами речевых нарушений.
Ведущей задачей представленной Программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
Основные направления:
 сенсо-моторное сопровождение речи (полисенсорика, общая моторика, мелкая
моторика, ориентировка в пространстве)
 звукоразличение (дифференциация звуков, самоконтроль за произношением,
звуковой анализ, звуковой синтез)
 лексико-грамматическое оформление высказывания (смысловое ядро слова,
словообразование и словоизменение, установление отношений между близкими и
далекими смыслами)
 осмысление и символизация взаимосвязей слов (слова-предметы, особенности,
действия; согласование частей речи, использование предлогов, союзов,
оформление слов в предложение)



речевая интонация, психологическое сопровождение речи (ритм, ударение, темп,
общая выразительность речи)
 связная речь (установление причинно-следственных зависимостей среди предметов
и явлений, планирование высказывания)
 стремление к познанию окружающего (стойкий познавательный интерес).
Для качественной организации образовательного процесса максимально
учитываются возрастные характеристики особенностей развития детей с ТНР.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
Программой, обеспечивается созданием специальных условий получения образования, а
именно интеграцией усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и
семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким
темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого
потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях
природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому
воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Мониторинг проводится в целях:
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов
коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления
полноценной коррекции недостатков речи у детей развития логопедической помощи,
своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Задачами диагностики являются выявление особенностей общего и речевого
развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития
различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня
развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Цель промежуточного мониторинга в середине учебного года – выявление темпов
освоения детьми индивидуальных планов коррекции нарушений. Цель мониторинга в
конце года – выявление качественных изменений в развитии ребенка в результате
образовательно - воспитательного процесса.
Основные задачи коррекционной работы —
1) обеспечение коррекции нарушений развития речи детей средней группы,
оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ТНР Программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Целостность Программы обеспечивается установлением связей между
образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей
дошкольников.
В группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как
целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все
педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные
учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под
руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Задача логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе развития
ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого
нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению

и закреплению полученных знаний. Это важно для детей, посещающих коррекционнологопедические занятия, так как родители таких детей помимо знаний педагогических,
должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при
занятиях со своим ребенком.
Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционнологопедическое воздействие со стороны дошкольного образовательного учреждения и
родителей.
В индивидуальных беседах с родителями учитель-логопед стремится не только
раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения.
Доступным языком родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения
именно их ребенка, как нужно с ним заниматься и на что следует в первую очередь
обращать внимание. Анализ совместно проведенных мероприятий с родителями на конец
учебного года показывает, насколько важно учитывать условия жизни каждой семьи, ее
состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы учителя-логопеда
не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувство вины
перед ребенком и собственной беспомощности.
Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но, прежде всего, для
родителей, чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575882

Владелец

Докучаева Анжелла Валерьевна

Действителен

С 03.03.2021 по 03.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».