Аннотация к рабочей программе по реализации модуля Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность) АООП для детей

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 302
_____________________________________________________________________________
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru

Аннотация к рабочей программе по реализации модуля
Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)
АООП для детей 4-7 лет

г. Екатеринбург

-

-

Программа разработана в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей
направленности муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад
комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и с учетом Примерной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с
тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и
науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО».
Программа является нормативно-управленческим документом, определяющим
комплекс основных характеристик дошкольного образования:
• Объем,
• содержание образования,
• планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования),
• особенности организации образовательного процесса.
Программа разработана на три года.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел - содержит пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел - включает описание образовательной деятельности по
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», предусматривает
интеграцию всех пяти образовательных областей, формы, методы и средства реализации
Программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметнопространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со
взрослыми; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей.
В Организационном разделе - представлено, в каких условиях реализуется
Программа и представлено материально-техническое обеспечение реализации
Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей
образовательной
среды,
комплексно-тематическое
планирование
образовательной деятельности.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и
поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР).
Построение системы работы с детьми с ТНР, предусматривающей полную интеграцию
действий всех специалистов МБДОУ и родителей дошкольников. Развитие природной
музыкальности ребёнка, его игрового, творческого личностного потенциала, как условие
дальнейшей успешной самореализации в жизни. Создание условий для развития
музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки,
ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи музыкального развития детей:
приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса; обогащение музыкальных впечатлений детей, получение яркого эмоционального отклика
при восприятии музыки разного характера;
формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку;
обучение игре на детских музыкальных инструментах;

-

-

Задачи общего развития личности детей средствами музыки:
- развитие эмоционально-волевой сферы: умения управлять своими эмоциями,
произвольности поведения, ответственности;
развитие нравственно-коммуникативных навыков: сопереживания, доброжелательности
взаимоуважения;
формирование адекватной самооценки, рефлексии в процессе исполнительской
музыкальной деятельности;
развитие творческого воображения и фантазии, потребности в самовыражении,
воспитание интереса к музыкальному творчеству в различных видах деятельности (пении,
музыкально-ритмических движениях, музицирования);
интеллектуально-творческое развитие: умение анализировать затруднения в игровых
ситуациях, предлагать пути решения творческих заданий и др.
профилактика и укрепление психического и физического здоровья средствами музыки;
формирование навыков ориентировки в пространстве.
Музыкальный
руководитель
использует
для
проведения
индивидуальной
педагогической диагностики комплект альбомов, разработанных Н. В. Верещагиной.
«Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) ДОО»,
«Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) ДОО»,
«Диагностика педагогических процессов в подготовительной к школе группе (с 6 до 7
лет) ДОО».
Диагностика позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении
общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные
возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи
развивающего обучения и адаптировать Программу в соответствии с возможностями и
способностями каждого ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-7 лет представлено по
образовательной области “Художественно эстетическое развитие” направление
“Музыка”, а также в процессе развития игровой деятельности.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Решение программных задач
предусматривается не только в рамках НОД, но и в ходе режимных моментов – как в
совместной деятельности взрослых и детей, так и самостоятельной деятельности
дошкольников. Программа охватывает 3 возрастных периода (группы): от 4 до 5 лет
(средняя группа), от 5 до 6 лет (старшая группа) и от 6 до 7 лет (подготовительная к
школе группа).
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными
задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности,
ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы,
фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности,
развития
потребности
в
творческом
самовыражении,
инициативности
и
самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности,
ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества,
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития
приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и
культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном,
пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой
деятельности.

Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели,
музыкальный руководитель, согласуя ее содержание с тематикой логопедической работы,
проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в
области «Художественно-эстетическое развитие» являются родители детей, а также все
остальные специалисты, работающие с детьми с ТНР.
Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и
организации изобразительной деятельности детей с ТНР в среднем дошкольном возрасте
являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о реальных
и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются
операционально-технические умения. На занятиях создаются условия для максимально
возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их
психомоторного развития.
При реализации направления «Музыка» детей учат эмоционально, адекватно
воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение,
музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый),
привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы,
музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных
инструментах). Дети учатся распознавать настроение музыки, характер (движение,
состояние природы и др.)
Музыкальные занятия на этой ступени обучения проводят совместно музыкальный
руководитель и воспитатель. При необходимости в этих занятиях может принимать
участие учитель-логопед. Элементы музыкально-ритмических занятий используются на
групповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми.
Музыкальные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара. Прежде
всего, это игровой материал:
•
игры со словом;
•
музыкально-дидактические игры;
•
игры с пением и хороводы;
•
этюды на развитие мимики, жеста;
•
игры – драматизации;
•
игры на развитие ориентировки в пространстве;
•
игра на
детских
музыкальных
инструментах
(ударношумовых,
мелодических, народных);
•
логоритмические упражнения;
•
упражнения, направленные на развитие основных движений; мелкой моторики
рук (с предметами и без них); на активизацию внимания; на координацию
движений;
•
танцевальные и плясовые движения.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей
является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Диалог с родителями
(законными представителями) необходим также для планирования педагогической
работы.
Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее
решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
Задачи:


обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе
согласования целей, задач развития художественно-эстетической сферы детей
дошкольного возраста;

обеспечить единство форм содержания образования детей через партнерское
взаимодействие всех специалистов МБДОУ, семьи через детско-взрослую
музыкально-творческую совместную деятельность.
Планируемые результаты сотрудничества МБДОУ с семьями воспитанников:
1.Сформировать у родителей представление о сфере педагогической деятельности.
2.Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
3.Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в
общественную деятельность.


ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575882

Владелец

Докучаева Анжелла Валерьевна

Действителен

С 03.03.2021 по 03.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».