Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 302 _____________________________________________________________________________ г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4 Тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru Аннотация к рабочей программе по освоению АООП для детей 6-7 лет (группа № 2) г. Екатеринбург Программа разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детский сад комбинированного вида № 302 (далее МБДОУ), с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, опубликованной на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАУ «ФИРО». Программа - это нормативно-управленческий документ, разработанным воспитателем подготовительной группы № 1, определяющий содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел - содержит пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел - включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу). В Организационном разделе - представлено, в каких условиях реализуется Программа и представляющий материально-техническое обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. Программа включает 2 части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с с тяжёлыми нарушениями речи. Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. При формировании данной части Программы учитывались образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также сложившиеся традиции МБДОУ. Особое место в образовательном процессе уделено программе «Мы живем на Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013 г.), отражающей специфику условий Урала - региона, в котором проживают воспитанники МБДОУ. Участниками образовательных отношений в МБДОУ была выбрана парциальная программа «Мир Без Опасности (Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017). Для качественной организации образовательного процесса максимально учитываются возрастные характеристики особенностей развития детей с ТНР. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается созданием специальных условий получения образования, а именно интеграцией усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. Воспитатель подготовительно группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи используют для проведения индивидуальной педагогической диагностики комплект альбомов, разработанных Н. В. Верещагиной. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6до 7 лет) ДОО». Диагностика позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать Программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Диагностика развития детей осуществляется так же воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале учебного года. Воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре заполняю диагностические альбомы. В конце учебного года всеми специалистами группы компенсирующей направленности проводится психолого-медико- педагогический консилиум с обязательным участие родителей (законный представителей) дошкольников. Проведение индивидуальной педагогической диагностики в конце учебного года в группах компенсирующей направленности необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития каждого ребенка, определить индивидуальный маршрут образования. Личностно-развивающее взаимодействие с педагогами носит индивидуальный подход к каждому ребенку с ТНР: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания педагога находится личность ребенка, его чувства, переживания, стремления, мотивы. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. В МБДОУ создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Взаимодействие педагогов с детьми с ТНР является важнейшим фактором развития ребенка с нарушением речи и пронизывает все направления образовательной деятельности. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и МБДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь МБДОУ свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) принимают участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575882 Владелец Докучаева Анжелла Валерьевна Действителен С 03.03.2021 по 03.03.2022