Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №302
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности
«Вокал»
Екатеринбург
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
3-7
Учебно-тематический план первого года реализации программы
8-9
Программное содержание первого года реализации
10-16
Учебно-тематический план второго года реализации программы
17-18
Программное содержание второго года реализации
19-25
Методическое обеспечение
Список литературы
25-27
28
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
представленной
дополнительной
образовательной
программы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем
не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого
потенциала формирующейся
личности, и в этом смысле музыкально-
эстетическое воспитание является одной из главных составляющих процесса
формирования духовной культуры подрастающего поколения, вовлечения
его в активную эстетическую
деятельность. Музыкальное искусство
способствует развитию у детей художественного вкуса, а пение (как сольное,
так и хоровое) является самым доступным видом исполнительской
деятельности, осуществляющими их музыкально – эстетическое воспитание.
Пение – это наиболее распространенная форма детского музыкального
воспитания. Самое первое звено в пении – это сольное пение. Именно
поэтому очень важно уделять сольному пению достаточно внимания, это
важный этап развития голоса. Не заложив основы в работе со своим голосом,
хороших результатов не добьёшься. Детские впечатления прочны и создают
фундамент для дальнейшей работы со своим голосом. Пение в детстве
является существенным вкладом в становлении вокалиста.
В
отличие
от
хоровых
занятий
каждому
певцу
уделяется
индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности.
Цель программы заложить основы постановки голоса, обогатить
духовный потенциал ребенка, воспитать будущего слушателя, исполнителя,
ценителя музыки в её истинном значении.
Задачи программы:
расширение музыкального кругозора учащихся через ознакомление с
репертуаром различных эпох, направлений и жанров;
развитие вокально-технических навыков и навыков пения;
развитие певческого устойчивого дыхания на опоре;
3
усовершенствование навыков точного интонирования, певучести,
плавности голоса;
выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;
развитие музыкально-эстетического вкуса.
Отличительные особенности дополнительной образовательной
программы. Программа cоставлена с учетом специфики и дошкольного
образовательного учреждения .
Срок реализации программы 2 года. Объем программы составляет
132 часa. Периодичность занятий 2 раз в неделю.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от
возрастной категории детей
в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 для
дошкольных образовательных организаций.
Возраст
Количество детей в
группе
3-4
6-10
4-5
6-10
5-6
8-12
6-7
8-12
Форма и режим занятий.
Время занятий
(в минутах)
15
20
25
30
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам и
индивидуально.
Беседа,
на
которой
излагаются
теоретические
сведения,
иллюстрируемые поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, в ходе которых дети осваивают музыкальную
грамоту,
разучивают
песни
композиторов-классиков,
современных
композиторов.
Занятие-постановка,
репетиция,
позволяющая
отрабатывать
концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
4
Прогнозируемые результатыпервого года реализации программы
В результате первого года обучения ребенок должен владеть:
1.
Правильной певческой установкой.
2.
Петь в правильной тональности.
3.
Четко вступать на первый звук в любой песни.
4.
При пении пользоваться правильно дыханием.
5.
Уметь петь естественным голосом без зажимов.
6.
Относиться бережно к голосу.
Прогнозируемые результатывторого года реализации программы
В результате второго года обучения ребенок должен владеть:
1.
При пении пользоваться правильно дыханием.
2.
Уметь петь легко на легато.
3.
Петь в правильной тональности.
4.
Петь естественным голосом без зажимов.
5.
Работать самостоятельно над эмоциональностью, фразировкой,
динамикой.
6.
Уметь предложить педагогу свои видения по поводу исполнения песни.
7.
Пробовать самим, подобрать элементарные движения на свою сольную
песню.
8.
Чисто интонировать.
9.
Относиться бережно к голосу.
Формы контроля. С целью определения результатов учебной
деятельности применяются следующие формы контроля:
- проведение открытых занятий;
- участие в районных, городских и областных конкурсах;
- участие в концертах.
5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№п/п
Название темы
Количество
занятий
1
Певческая установка.
1
2
Дикция.
2
3
Музыкальный звук. Высота звука.
2
4
5
6
Работа над точностью интонирования.
Петь на легато.
Интонирование это важно для пения.
2
2
2
7
8
Дыхание.
Работать в дуэте, квартете, трио, ансамбле
2
2
9
10
11
12
Округление гласных.
Динамические оттенки музыки.
Работа над метроритмом песни.
Голосоведение.
2
2
2
2
13
Цезура в пении (дыхание).
2
14
15
Правильная атака звука.
Выразительность, эмоциональность исполнения.
2
2
16
17
Расширение певческого диапазона.
Воспитать интерес к певческой деятельности и к
музыке в целом.
2
1
18
19
Дыхание.
Работа с фонограммой.
1
2
20
21
22
23
Формирование сценической культуры.
Динамические оттенки музыки.
Как может звучать музыка?
Музыкальное сопровождение.
2
2
2
2
24
Психологический настрой к выступлению.
2
25
26
27
Правильная певческая установка
Кантилена (Legato);
Формирование сценической культуры.
2
2
2
6
28
Прием звуковедениязвуковедения (nonlegato,
2
staccato).
29
30
Динамика.
Правильный выбор костюма для концерта.
2
2
31
32
33
Работа над движениями песни.
Режиссерские акценты в песни
Психологический настрой к выступлению.
2
1
1
34
Формирование сценической культуры
2
35
Закрепление изученного материала за учебный
год.
ИТОГО:
2
66
7
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ
Сроки
Сентябрь
Октябрь
№
Тема
п/
п
1. Певческая
установка.
Программное содержание
знакомство с основными правилами пения;
певческая установка (постановка певческого
положения корпуса, шеи и головы)
Улыбка - сл. М.Пляцковского, муз.
В.Шаинского - м/ф "Крошка Енот"
постановка артикуляционного аппарата
(форма рта, свободная нижняя челюсть, пение
на «зевке»);
33 коровы - cл. Н.Олева, муз.
М.Дунаевского - к/ф "Мэри Поппинс, до
свидания!"
2.
Дикция.
3.
Музыкальн
ый звук.
Высота
звука.
4.
Работа над
точностью
интонирова
ния.
5.
Петь на
легато.
развитие навыков звуковедения.Иванников
В., сл. И. Черницкой «Мы едем, едем, едем»
6.
Интонирова
ние это
важно для
пения.
7.
Дыхание.
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
Облака - сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского
- м/ф "Трям! Здравствуйте!"
организация работы певческого дыхания
(вдох, задержка, выдох)
Спят усталые игрушки (Спокойной ночи,
малыши) - Петрова З.
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
Антошка - муз. В.Шаинского, сл.
Ю.Энтина - м/ф "Веселая карусель "
работа над устойчивой интонацией.
Мы милашки, куклы-неваляшки
муз.Слонова А. С.
8
8.
Ноябрь
Работать в
дуэте,
квартете,
трио,
ансамбле
работа над устойчивой интонацией
Спят усталые игрушки (Спокойной ночи,
малыши) - Петрова З.
учить начинать пение после вступления
самостоятельно, удерживать интонацию на
одном звуке, слышать и показывать рукой
направления движения мелодии вверх и вниз,
точно воспроизводить простой ритмический
рисунок, следить за правильным
произношением слов. «Мама» Рыбников
(Непоседы)
10. Динамическ исполнять песню выразительно передавать
ие оттенки
характер и смысл, правильно брать дыхание.
музыки.
Песня козлят - муз. Жерар Буржоа,
Темистокле Попа, сл. Юрия Энтина - т/ф
"Мама"
9.
Округление
гласных.
11. Работа над исполнять песню выразительно передавать
метроритмо характер и смысл, правильно брать дыхание.
м песни.
Иванников В., сл. И. Черницкой «Мы едем,
едем, едем»
12. Голосоведе
ние.
Декабрь
13. Цезура в
пении
(дыхание).
14. Правильная
атака звука.
совершенствовать умение детей петь
с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.знакомства с упр.
«Мишка».
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
«Белые снежинки» сл. И. Шаферана, муз
Г. Гладкова
совершенствовать умение детей петь
с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
Иванников «Раз морозною зимой».
9
15. Выразитель
ность,
эмоциональ
ность
исполнения.
Январь
учить детей точно попадать на первый звук
песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с
четкой дикцией.
Левкодимов Г., сл. И. Черницкой
«Маленький гном»
16. Расширение продолжать совершенствовать звуковысотный
певческого слух детей.
диапазона. Львов – Компанеец Д., сл. Л. Дымовой
«Кто придумал песенку?».
17. Воспитать
работа в удобной примарной зоне. Развитие
интерес к
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
певческой
речевой (по методике Е. С. Марковой).
деятельност Макарова К. «Ай-ай-ай». «Лесенка»
иик
музыке в
целом.
18. Дыхание.
совершенствовать умение детей петь
с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
Осетрова – Яковлева Н., сл. В. Суслова «В
траве сидел кузнечик».
19. Работа с
Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой
фонограммо дикцией.
й.
Островская Т., сл. В. Орлова распевка
«Цапли и капли».
20. Формирова учить детей точно попадать на первый звук
ние
песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с
сценическо четкой дикцией.
й культуры. Парцхаладзе М. «Улитка».
Февраль
21. Динамическ работа в удобной примарной зоне. Развитие
ие оттенки
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
музыки.
речевой (по методике Е. С. Марковой).
Попатенко Т., сл. Н. Найдёновой «Песенка
про папу».
22. Как может
совершенствовать умение детей петь
с
звучать
динамическими оттенками не форсируя звук
музыка?
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
«Папа может» Шаинский
10
23. Музыкальн
ое
сопровожде
ние.
учить детей точно попадать на первый звук
песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с
четкой дикцией.
Реброва Г., сл. В. Викторова «Ты самый
близкий человек».
24. Психологич совершенствовать умение детей петь с
еский
динамическими оттенками не форсируя звук
настрой к
при усилении звучания.
выступлени Савельев Б. «Я на сцену выхожу»
ю.
Март
25. Партитура
для двух
голосного
ансамбля.
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
Савельев Ю. «Ах, какое солнышко».
26. Правильная
певческая
установка
совершенствовать умение детей петь
с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
Синенко В., сл. Д. Филимонова «На улице
дождик»,
добиваться выразительного исполнения песен
различного характера.
27. Кантилена
(Legato);
Славкин М., сл. Е. Каргановой«Ладушки ладошки».
Апрель
28. Формирова
ние
сценическо
й культуры.
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
«Мама»музЛевкодимова
29. Прием
звуковедени
язвуковеден
ия
(nonlegato,
staccato).
совершенствовать умение детей петь
с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
Синенко В., сл. Д. Филимонова «На улице
дождик»,
30. Динамика.
Соколова И. «Чистоплотный Васька».
31. Правильны
й выбор
костюма
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
11
для
концерта.
Николаев « Маленькая страна»
32. Работа над
движениям
и песни.
Май
совершенствовать умение детей петь
с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
Струве Г. «Воспитатель»,
33. Режиссерск учить детей точно попадать на первый звук
ие акценты песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с
в песни
четкой дикцией.
«Катюша»
34. Психологич «Катюша»
еский
настрой к
выступлени
ю.
35. Формирова
ние
сценическо
й культуры
36. Закреплени
е
изученного
материала
за учебный
год.
совершенствовать
умение детей петь с
динамическими оттенками не форсируя звук
при усилении
звучания. Добиваться
выразительного
исполнения
песен
различного характера.
Усачёв А. «Принцесса.
Хромушин О., сл. М. Садовского «Новый
бант».
работа в удобной примарной зоне. Развитие
певческой интонации в тесной взаимосвязи с
речевой (по методике Е. С. Марковой).
12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
№п/п
Название темы
Количество
занятий
1
Певческая установка.
1
2
Дикция.
2
3
Музыкальный звук. Высота звука.
2
4
5
6
Работа над точностью интонирования.
Петь на легато.
Интонирование это важно для пения.
2
2
2
7
8
Дыхание.
Работать в дуэте, квартете, трио, ансамбле
2
2
9
10
11
12
Округление гласных.
Динамические оттенки музыки.
Работа над метроритмом песни.
Голосоведение.
2
2
2
2
13
Цезура в пении (дыхание).
2
14
15
Правильная атака звука.
Выразительность, эмоциональность исполнения.
2
2
16
17
2
1
18
19
Расширение певческого диапазона.
Воспитать интерес к певческой деятельности и к
музыке в целом.
Дыхание.
Работа с фонограммой.
20
21
22
23
Формирование сценической культуры.
Динамические оттенки музыки.
Как может звучать музыка?
Музыкальное сопровождение.
2
2
2
2
24
Психологический настрой к выступлению.
2
25
26
27
Правильная певческая установка
Кантилена (Legato);
Формирование сценической культуры.
2
2
2
1
2
13
28
Прием звуковедения (nonlegato, staccato).
2
29
30
Динамика.
Правильный выбор костюма для концерта.
2
2
31
Работа над движениями песни.
2
32
33
Режиссерские акценты в песни
Психологический настрой к выступлению.
1
2
34
Формирование сценической культуры
2
35
Закрепление изученного материала за учебный
год.
ИТОГО:
1
66
14
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ
Месяц
Сентябрь
№
п/
п
1.
Певческая
установка.
2.
Дикция.
3.
Музыкальный
звук. Высота
звука.
4.
Октябрь
Тема
5.
6.
7.
Программное содержание
познакомить ребят с новыми игровыми
песнями
Антонов Ю., сл. М. Пляцковского Две
песни из музыкальной сказки
«Приключения кузнечика Кузи».
«Жарафрика», «Песенка Мурёнки».
учить детей петь эмоционально, весело,
точно передавать мелодию, четко
произносить слова.
Ботяров Е., сл. М. Пляцковского «Мама
всё поймёт».
учить ребят исполнять песню весело,
оживленного характера, рисующую
картину зимы, петь легким звуком,
отрывисто мягко, заканчивая музыкальные
фразы. Валь Э., сл. Е. Ушана
«Прекрасное далеко».
Работа над
учить ребят петь естественным голосом,
точностью
точно интонируя скачки в мелодии.
интонировани Гладков Г., сл. Э. Успенского «Если
я.
был бы я девчонкой».
Петь на
учить детей точно попадать на первый
легато.
звук песен. Учить петь легко, не форсируя
звук, с четкой дикцией.
Зацепин А., сл. Л. Дербенёва
«Волшебник – недоучка».
Интонировани работа в удобной примарной зоне.
е это важно
Развитие певческой интонации в тесной
для пения.
взаимосвязи с речевой (по методике Е. С.
Марковой).
Казачок Л., сл. Ю. Принцева «Деловые
ребята».
Ермолов А., сл. В. Кузьминой
«Тигрёнок».
Дыхание.
совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками не форсируя
звук при усилении звучания. Добиваться
выразительного исполнения песен
различного характера.
Красин С., сл. Г. Ходырева учить детей
15
8.
Ноябрь
Декабрь
9.
Работать в
дуэте,
квартете,
трио,
ансамбле
Округление
гласных.
точно попадать на первый звук песен.
Учить петь легко, не форсируя звук, с
четкой дикцией.
«Валенки».
учить петь легко, не форсируя звук с
четкой дикцией и дыханием. КрупаШушарина С., сл. И. Яворовской
«Июль», «Весенний экспромт»
воспитать у детей интерес и любовь к
музыке, расширять диапазон детского
голоса, учить детей точно попадать на
первый звук мелодии в песни.
Кривцев В., сл. А. Иванова «Песенка
кота».
10. Динамические развивать эмоциональную отзывчивость
оттенки
песни различного характера, упражнять
музыки.
детей чисто интонировать, брать дыхание
до вступления. Исполнять песню
выразительно четко и проговаривая все
слова.
Крылатов Е., сл. Ю. Энтина «Ябеда корябеда».
Ермолов А., сл. В. Кузьминой
11. Работа над
провести с ребятами распевки на развитие
метроритмом артикуляции, научить детей петь в
песни.
тональности.
«Песня красной Шапочки».
Журбин А., сл. П. Рыбников
12 Голосоведени рассказать ребятам, какие еще бывают
е.
динамические рисунки.
«Планета детства», Иващенко М.И.
13 Цезура в
совершенствовать умение детей петь с
пении
динамическими оттенками не форсируя
(дыхание).
звук при усилении звучания. Добиваться
выразительного исполнения песен
различного характера.
Левкодимов Г., сл. В. Степанова
«Снежная баба».
14
Правильная
атака звука.
работа в удобной примарной зоне.
Развитие певческой интонации в тесной
взаимосвязи с речевой (по методике Е. С.
Марковой).
«Песня мамонтенка».
16
15
16
Январь
17
18
Февраль
Выразительно
сть,
эмоционально
сть
исполнения.
Расширение
певческого
диапазона.
Воспитать
интерес к
певческой
деятельности
и к музыке в
целом.
Дыхание.
учить ребят петь естественным голосом,
точно интонируя скачки в мелодии
« В траве сидел кузнечик»
работа в удобной примарной зоне.
Развитие певческой интонации в тесной
взаимосвязи с речевой (по методике Е. С.
Марковой).
Островский А. «Песенка про носы».
работа в удобной примарной зоне.
Развитие певческой интонации в тесной
взаимосвязи с речевой (по методике Е. С.
Марковой).
«Лесенка» Тиличеева Е.
совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками не форсируя
звук при усилении звучания. Добиваться
выразительного исполнения песен
различного характера.
«Песня конфеток». Иващенко
продолжение работы над певческим
дыханием (вдох, задержка, выдох);
постановка артикуляционного аппарата
(форма рта, свободная нижняя челюсть,
пение на «зевке»)
Портнов Г. «Мышка»,
расширение голосового диапазона
Синенко В., сл. М. Садовского
«Колыбельная».
19
Работа с
фонограммой.
20
Формировани
е сценической
культуры.
21
Динамические работа над эмоциональностью.
оттенки
Сл. и муз. Е. Зарицкой «Хлопайте в
музыки.
ладоши».
17
22
Как может
звучать
музыка?
23
Музыкальное работа над динамикой, увеличение
сопровождени градации форте и пиано.
е.
Пинегин А., сл. А. Усачёва
«Барабашка»
Психологичес учить интонировать точноСл. и муз.
кий настрой к Машкова «Купите мне…»
выступлению.
Партитура для работа над динамикой, Сорокин Ю., сл.
двуголосного А. Шлыгина «Секрет».
ансамбля.
Правильная
совместная работа в коллективе
певческая
Соснин С., сл.К. Ибряева «Песенка
установка
Незнайки».
24
Март
25
26
Апрель
работа над динамикой, увеличение
градации форте и пиано
Сл. и муз. Марченко Л. «Бегемот».
Сл. и муз. Ю. Савельева «Расти,
малыш».
27
Кантилена
(Legato);
контроль за певческой установкой
(постановка певческого положения
корпуса, шеи и головы);
Тугаринов Ю., сл. М. Вальгиркина
«Оленёнок».
развитие навыков звуковедения.
Продолжение работы над кантиленой
Румарчук «Мамин праздник».
28
Формировани
е сценической
культуры.
29
Прием
звуковедения
(nonlegato,
staccato).
Тухманов Д. , сл. М. Пляцковского
«Медвежливая песенка»
30
Динамика.
освоение новых приёмов звуковедения
(nonlegato, staccato).
Игра «Тихо- громко»
31
Правильный
выбор
костюма для
концерта.
Усачёв А. «Ехал поросёнок на
рассвете».
Шайдулова Г., сл. Е. Каргановой
«Сороконожка».
18
32
Май
33
34
35
36
Работа над
движениями
песни.
Режиссерские
акценты в
песни
Шахов Г. «Гаммы и футбол».
Шнайдер С., сл. Е. Быстрицкой
«Новогодняя хороводная».
подобрать движения к песням так чтобы
движения не мешали вокалу
Юдахина О., сл. В. Ключникова
«Радуга».
Гладков Г., сл. Дж. Чиарди, перев. Р.
Сефа «Мистер Жук».
Психологичес работа над эмоциональностью
кий настрой к Гладков Г., сл. В. Лугового «Песня –
выступлению. спор».
Формировани Проведение тренингов на раскрепощения,
е сценической как артикуляционного аппарата так и
культуры
внутреннее
Дубравин Я., сл. М. Пляцковского «Про
Емелю».
Закрепление
Ефимов В., сл. В. Новикова «О ленивом
изученного
червячке».
материала за
учебный год.
19
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Методические рекомендации
Начинать занятие следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых
мышц (гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает,
улучшает кровоснабжение, активизирует внимание. По времени это должно
быть не более 1 – 2-х минут. Далее желательно применение элементов
дыхательной гимнастики (методика Стрельниковой). После этого приступать
уже к «звуковому» распеванию.
Урок вокала условно можно поделить на 2 раздела: распевания и
непосредственно работы над произведением.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует
различные цели:
приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий
режим существенно отличается от речевого;
с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки.
По строению вокальные упражнения
представляют попевки на
выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях,
по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это
могут быть отрывки известных песен.
Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной
техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона
и т.д.
Основные методические принципы распевания:
выстроенность от простого к сложному;
развитие вокальных навыков, необходимых для текущей работы;
материал
для
упражнений
желательно
подбирать
простой,
легко
запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно
варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером
звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
20
дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но
действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на
закрепление;
все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный
тон.
В отличие от работы с взрослыми певцами, с детьми следует работать с
большой
отдачей,
особенностей
с
детей,
пониманием
быть
им
психологических,
воспитателем,
физиологических
учителем
и
другом
одновременно, но не допуская панибратства. Необходимо учитывать возраст
детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать
рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно
придерживаться ряда правил для его охраны:
- не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
- проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
- не допускать в работе резкого, форсированного пения;
- внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения
его тесситурных особенностей;
- при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать
детей от присутствия на занятиях.
В
работе
с
детьми
рекомендуется
вводить
профессиональную
терминологию, для этого завести словарь, куда записывать новые понятия.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при
его выборе педагог должен:
- учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические
возможности);
- учитывать степень вокальной подготовленности учащегося;
21
- наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом
всей последовательности изучения вводить более сложные произведения,
т.к. это служит стимулом для профессионального роста ребёнка.
В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется
чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более
понятной детям игровой форме.
Примерный перечень игр:
«Пальчиковые игры»;
«Сломанный телевизор»;
«Угадай-ка, кто такой»;
«Вопрос – ответ»;
«Мы - художники» и др.
2.
Дидактические
материалы
и
материально-техническое
обеспечение
Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Фортепиано.
Компьютер.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Зеркало.
Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из
бросового материала).
Нотный материал, подборка репертуара.
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. [Текст]: Конспекты уроков.
Репертуар. Методика/ Ю. Б. Алиев. – М., 2005.
2. Береснёва Р. С. Развитие гармонического слуха. [Текст]:
Первоначальное освоение двухголосного пения в младшем хоре. / Р. С.
Береснёва. – Чита, 2006.
3. Вербовая Н. П., Головина О.М. Искусство речи. [Текст]: Головина О.М.,
Н. П. Вербовая.– М., 1977.
4. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. [Текст]: К. Виноградов. – М.,
1967.
5. Далецкий О. Методика вокала. [Текст]: О. Далецкий. - М., 2002.
6. Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. [Текст]: К.
Плужников – СПб., 2004.
7. Романовский Н. В. Хоровой словарь. [Текст]: Н. В. Романовский – М.,
2000.
8. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. [Текст]: В. А.
Самарин – М., 2002.
9. Струве Г. Хоровое сольфеджио [Текст]: метод. Пособие. Г. Струве – М.,
1982.
10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса. [Текст]: Г. П. Стулова – М., 1992.
11. Стулова Г. П. Хоровой класс. [Текст]: Теория и практика работы в
детском хоре. Г. П. Стулова – М., 1988.
12. Чесноков П. И. Хор и управление им. [Текст]: П. И. Чесноков – М., 1961.
13. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. [Текст]: Е. И.
Юдина – М., 1997.
23