Наша лаборатория

01.01.2017

«Прежде чем давать детям знания,

надо научить их наблюдать,

воспринимать, думать»

В. Сухомлинский

Под таким девизом строится исследовательская деятельность в нашей мини - лаборатории. Дошколята с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований.

Экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности наших почемучек, оно пронизывает все сферы детской деятельности.

В нашей группе лаборатория создана для познавательного развития детей, для повышения интереса к исследовательской деятельности и формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности – дети превращаются в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории организуется один раз в неделю по 25 – 30 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 4 – 6 детей). Исследовательская деятельность вызывает у дошколят огромный интерес. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.

Первые лабораторные исследования были посвящены свойствам воды.

Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей) Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах;

Опыт 2. Какого цвета вода?

На столе два стакана: с водой и молоком. Опускаем ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Что вы заметили? В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Следовательно, вывод: вода – прозрачная жидкость.

Посмотрите дальше: добавляю в воду краску, вода стала синей.

вывод: краска растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.

Но я вам хочу показать небольшой фокус, результат которого мы увидим позже.

(В прозрачную вазу налить чуть – чуть воды, затем в вазу налить чернила любого цвета, поставить цветок в вазу. Через 10-15 минут цветок окрасится в цвет, который налит в вазе.)Хочу такой сайт

Опыт 3. Вода не имеет вкуса.

А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная). А если мы захотим, чтоб она была сладкая, добавим сахар, а если соленая –соль.

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Опыт 4. Вода – растворитель.

Помните мы проверяли воду на вкус? Убедились, что она безвкусная. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которые мы положили в воду? (растворится). Пряча в себе сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе, оставаясь прозрачной. На самом деле сахар не исчез в воде, он растворился. Значит, вода является растворителем.

Добавим в другой стакан ложку муки и перемешаем содержимое. Что произошло с водой? (она стала мутной, непрозрачной).

Проведем следующий опыт, в стакан с чистой водой добавим стиральный порошок. Растворился он в воде? (растворился, но вода стала мыльной, едва прозрачной).

Давайте посмотрим на наши цветы. Один из них окрасился из-за цветной воды. А теперь подведем итоги.

Вывод: вода – прозрачная жидкость, не имеет вкуса, цвета и запаха. Она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать. Вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают. Вам понравилось быть учеными и делать опыты?

В конце каждой лабораторной работы на доске дети делают зарисовку опытов.

И в заключении хочу привести слова Н. А. Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что – нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».