Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности»

01.01.2017

Пояснительная записка

Методическая разработка прогулки составлена в соответствии с образовательной программой детского сада и примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор Н. В. Нищева, 2014г.

При составлении методической разработки использовались: Парциальная программа«Основы безопасности жизни для детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Образовательная программа«Мы живем на Урале» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, Толстикова О. В., Савельева О. В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.

Методическая разработка прогулки отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста, в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г.).

Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда огорчают детей и родителей весьма распространенными травмами. Обеспечение безопасности жизни детей – одна из основных задач для родителей и педагогов. При этом важно не просто оградить дошколят от опасностей, а научить их, подготовить к возможной встрече с ними. Важно заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах безопасности в природе. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Требования к организации прогулки:

*Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

*При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.

*При выборе игр воспитатель учитывает психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Содержание дневной прогулки«Зимние забавы - основы безопасности жизнедеятельности»

Цель: Сформировать у детей представление о правилах безопасности во время зимней прогулки.

Задачи:

• Создание условий для проведения игр-соревнований, народных игр, совместной трудовой деятельности.

• Развитие интереса к исследовательской деятельности при проведении опытов.

• Развитие внимания, памяти, мышления.

• Формирование первичных экологических знаний.

• Совершенствование связной речи.

• Формирование творческой активности при создании несложных сюжетных композиций.

• Воспитание уважительного, дружеского отношения друг к другу.

• Закрепление умений пользоваться ледянками, лопатками.

Предварительная работа:

o Беседы с детьми: «Моя любимая игра», «В лабиринте», «Зимние зарисовки», «Мы живем на Урале», «Наша лаборатория».

o Чтение художественной литературыи рассматривание иллюстраций:«По щучьему веленью», «Мороз Иванович», Сказы П. П. Бажова.

o Просмотр мультфильма «Зимние забавы-ОБЖ».

o Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

o Игры «Азбука здоровья», «Можно-нельзя», «Спаси друга».

o Разучивание коммуникативной игры «Паровозик».

o Разучивание народной игры «Гори, гори ясно» или «Горелки».

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Содержание прогулки:

Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие на воздушном шаре, вместе с детьми встает в круг. Играющие кладут руки друг другу на плечи, замыкая «корзину воздушного шара» и садятся на корточки.

- Мы отправляемся в удивительное путешествие. Воздушный шар отрывается от земли (играющие встают не размыкая рук, порыв ветра относит шар вправо (все наклоняются вправо, ветер несет нас влево (все наклоняются влево).

- Ребята, смотрите впереди сплошные снега, горы. Куда мы попали?

Дети: это Уральские горы.

- Как вы догадались?

Дети: На Урале зимой очень много снега, холодно.

-Молодцы, правильно! Давайте скорее приземляться.

Играющие не размыкая рук садятся на корточки.

- Выходим с воздушного шара (дети имитируют перелезание через бортик «корзины»).

-Чем знаменит наш Уральский край?

Дети: Урал ещё называют «Каменный пояс», он делит Европу и Азию. На Урале много полезных ископаемых, самоцветов.

- Уральские мастера делают из самоцветов красивые украшения, шкатулки. Работы знамениты во всем мире.

- Смотрите, какие красивые цветные льдинки. На что они похожи?

Дети: На Уральские самоцветы.

Коммуникативная игра «Паровозик»

Цель: Развитие дружеских отношений, координация движений, чувство темпа, ритма.

Выбирают одного из детей на роль Паровозика.

Дети – вагоны становятся в круг. Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «Здравствуй (имя, ты мне очень нужен, чтобы везти (гостей, ребят, груз и. т. д.».

Так паровозик подходит к каждому. Объявляет: «Загружаемся, поехали…».

Можно организовать по очереди два состава. Они будут двигаться на встречу друг другу. Во время движения можно петь песенку:

«Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,

Две трубы, сто колес, машинистом рыжий пес».

Объявляется конечная остановка, дается гудок.

Паровозик, обращаясь к каждому по имени, говорит:

«Спасибо тебе за то, что помог отвезти…».

- Давайте продолжим наше путешествие. Садимся в паровозик (дети встают друг за другом).

-Ребята, а вы знаете какое дерево символизирует Урал?

Дети: Это рябина. Она растет на нашем участке (вместе с детьми рассмотреть укрытое снегом деревце).Наблюдение за рябиной

Цель: учить выражать свое отношение к дереву, как живому существу, через слово.

- Мы давно знакомы с нашей подружкой — рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем думает рябинка». Вопросы в помощь:

- Хорошо ли рябинке у нас на участке?

-Почему?

-Какое время года ей нравится больше всего?

-О чем шепчут ее веточки, когда мы выходим на участок?

-Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо?

-Хорошо или плохо быть деревом?

-Почему?

Сказка «О чем думает рябинка»

Жила – была Рябинка. Уснула она на всю зиму и увидела сон:

«Стоит жаркое лето, на Рябинке красивое зеленое платье, листочки резные. Днем солнышко пригревает, ночью дождик поливает. Хорошо Рябинке в детском саду расти! Только один сердитый мальчик иногда стучал по стволу, распугивая птичек. Ребята ему сказали: «Не обижай деревце! Смотри какое оно красивое!» Наступила осень. Платье у Рябинки стало еще красивее: оранжево-желтое. Дни становились все холоднее, листочки опадали. Вот и нет красивого платья. Её соседи: березы, сирень, клен и боярышник грустили и опускали веточки ниже к земле. Рябинка тоже загрустила. Но вот на участок вышли гулять ребята. Увидели они грустную Рябинку, встали вокруг и стали утешать: «Не грусти Рябинка. Скоро наступит зима. Она укроет тебя снежным одеялом, и ты будешь спать до весны». Всю зиму спала Рябинка. Ребята укрывали ствол снегом, приговаривая «Спи деревце сладко, сладко!». «Как хорошо, что я деревце и могу так долго спать», - подумала Рябинка весной и проснулась.

- Молодцы, сказка получилась интересная. Мы запишем её в альбом «Наши рассказы».

- Не только рябинка, но и другие деревья спят, укрывшись снегом, как одеялом.

С детьми уточнить правила безопасности:

*Нельзя лазать по деревьям, можно упасть.

*Ломая ветки деревьев, можно причинить вред природе и нанести травму себе.

- На уральских горах альпинисты занимаются скалолазанием, а в непогоду тренируются на скалодроме.

Дети: У нас есть скалодром. Мы тоже хотим тренироваться.

-Садитесь в паровозик, мы отправляется на станцию «Скалодром».

С детьми повторить правила безопасности:

*По скалодрому подниматься, держась за ручки.

*Соблюдать очередность.Хочу такой сайт

*Нельзя толкаться или обгонять идущего впереди. Можно сорваться и причинить вред своему здоровью или здоровью друга.

- На Урале есть знаменитая Кунгурская пещера. Туристы со всего мира приезжают посмотреть это чудо природы. Садитесь в паровозик, следующая станция «Лабиринты Кунгурской пещеры».

Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве на ходу.

Перед входом в лабиринт повторить правила безопасности:

*Двигаемся друг за другом по коридорам лабиринта.

*Нельзя толкаться, упадут впереди идущие дети.

*Нельзя залезать на стенки лабиринта и перепрыгивать с одной стены на другую, можно соскользнуть или оступиться.

- Чтобы продолжить путешествие нам необходимо почистить железнодорожные пути. Давайте возьмем лопатки. Проводится игра «Уборочные машины». Цель:Создать ситуацию, позволяющую детям играя, вместе с воспитателем почистить площадку.

Уточнить правила безопасности:

*Нельзя размахивать лопаткой, можно случайно ударить сверстника.

*Во время движения «уборочные машины» не сталкиваются между собой, чтобы не было «аварии».

- Какие мы с вами молодцы! Теперь и нашу снежную гору стало видно. Скажите, какие зимние забавы вы любите?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках. Играть в снежки. Мы хотим кататься с горки.

- Берите ледянки.

Повторить правила безопасности:

*Нельзя толкаться, можно упасть или уронить друга.

*Съезжать с горки только по одному, чтобы не сталкиваться на склоне.

*Можно устроить «веселый поезд», при этом крепко держаться друг за друга.

*После скатывания сразу отходить от горки.

Индивидуальная работа с детьми, играющими на снежных скульптурах (Петушок, Медведь, Серебряное копытце).

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Мои любимые сказки».

Возле «Серебряного копытца» вспомнить персонажей сказа П. П. Бажова.

- Ребята, хотите поиграть в народную игру «Гори, гори ясно»? Кто помнить другое название этой игры?

Дети: «Горелки» (проводится игра)

Игра «Горелки» или «Гори-гори-ясно!»

Правила игры:

В игре участвуют от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большое свободное место (лучше проводить на стадионе). Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра.

Игроки поют:

«Гори – гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!»

Как только дети заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа. Поравнявшись с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

Дети бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Кого поймает водящий, с тем он встает в пару, а оставшийся игрок становится «горящим».

- Наше путешествие продолжается. Садитесь в паровозик. Следующая станция «Снеговики».

Все дети собираются возле Снеговиков.

Игра на развитие общей и мелкой моторики «Снежок»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Стимулировать процесс речевого и умственного развития детей.

«Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подбросим, два поймаем,

Три уроним и сломаем.

- Ребята, из чего мы лепили Снеговиков?

Дети: Из снега.

- Подумайте и ответьте мне на вопрос: Какой бывает снег?

Дети: Белый, холодный. Из него можно лепить.

- Снег всегда липкий?

Дети: Нет. Снег бывает липкий, а бывает рыхлый.

- Послушайте, что однажды произошло:

«Выпал снег. Дети вышли гулять во двор, обрадовались снегу и начали с ним играть. Походили по снегу, слепили снежки, побросали их, затем слепили снеговика и разошлись по домам. На следующий день дети снова пришли во двор, но снежки не лепились, снег рассыпался. Он был рыхлый».

Дети: Почему так бывает?

- Хотите узнать?

Дети: Да!

- Хорошо, а как мы это узнаем?

Дети: В лаборатории можем поставить опыт. Надо взять с собой снег.

- Молодцы, правильно. Возьмем немного снега.

Опыт в мини-лаборатории.

- Попробуем слепить что-нибудь.

Дети: Не лепится, рассыпается.

- Почему снег рассыпается? Оставим его немного постоять.

- Какой теперь стал снег? Попробуем что-нибудь слепить.

Дети: Можно лепить – снег липкий, мягкий.

- Почему изменились свойства снега?

Дети: Снег занесли в теплую комнату.

- Так же на улице в морозный день, снег рыхлый, а когда на улице тепло снег - липкий.

Вывод: из рыхлого снега ничего нельзя вылепить, а если снег занести в теплую комнату, снег становиться мягкий, липкий.

После сна проводится образовательное мероприятие по лепке «Зимние забавы»

Цель:Учить детей лепить отдельные фигурки для создания сюжетной композиции.

Аннотация:

Акцент прогулки был сделан на безопасность жизнедеятельности детей во время зимних развлечений. Прогулка направлена на укрепление здоровья, профилактику утомляемости, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. Тематическая прогулка была связана со следующими видами детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная. Прогулка помогла заинтересовать детей и способствовала развитию познавательной активности.

Победитель (1 место) «Лучшая методическая разработка»

№ 700634-068-071

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».