Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №302
г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30 кор.4
тел. (343) 234-74-60 logosad@bk.ru
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
Творческая мастерская
г. Екатеринбург
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел............................................................................................................
3 стр.
1.1 Пояснительная записка.............................................................................................
3 стр.
1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы............................
3 стр.
1.3. Цель и задачи программы.......................................................................................
5 стр.
1.4. Сроки реализации программы................................................................................
6 стр.
1.5. Планируемые результаты освоения программы...................................................
6 стр.
2. Содержательный раздел.............................................................................................
8 стр.
2.1. Возрастные особенности детей...............................................................................
8 стр.
2.2. Формы и методы занятий......................................................................................
9 стр.
2.3. Содержание программы..........................................................................................
12 стр.
2.4. Содержание разделов программы………………………………………………
12 стр.
3. Организационный раздел...........................................................................................
14 стр.
3.1. Тематическое планирование...................................................................................
14 стр.
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы..
27стр.
3.3. Особенности организации предметно-пространственной среды.......................
28 стр.
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка
Программа дополнительного дошкольного образования МБДОУ - детский сад
комбинированного вида № 302 составлена в соответствии с:
1.
Конституцией РФ;
2.
Конвенцией ООН о правах ребенка;
3.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
4.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
6.
Санитарными правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
8.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
9.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462
«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
10.
Уставом МБДОУ- детский сад комбинированного вида № 302.
Данная программа имеет художественную направленность. В ходе ее освоения
дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают
практические навыки изобразительного творчества.
10.2.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании
детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Программа
«Творческая
мастерская»
-это
программа
по
декоративно-прикладному и
изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим
потребностям воспитанников ДОУ, направленная на их дальнейшую интеграцию в
социуме. Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания
детей.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное,
отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время,
когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует
привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
3
Программа построена на широком использовании оригинальных авторских
методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных игровых приемов,
способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей дошкольного
возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания,
театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в
результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя
волшебником, творцом, художником.
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов
деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет неоценимое значение для
творческого развития ребенка.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового,
оригинального произведения искусства, в котором гармонируют все: и цвет, и линии, и
сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Использование нетрадиционных
техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу за счет работы с разными
изобразительными материалами. Развивается познавательный интерес ребенка к
использованию предметов, которые он видит каждый день. Происходит развитие
наглядно-образного, словесно-логического мышления, активизация самостоятельной
мыслительной и речевой деятельности детей. За счет использования различных
изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности
движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением,
создаются условия для преодолении общей моторной неловкости, развития мелкой
моторики. Ведь вместо кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения
собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография» и т.д.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется
состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и
совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования
создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют
развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное
отношение к деятельности. На занятиях с использованием нетрадиционных техник
решаются и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики
и правильного речевого дыхания. Например, рисование с раздуванием капли краски
способствует укрепление мышц губ и т.д. это своеобразная дыхательная гимнастика.
Происходит формирование активного и пассивного словаря за счет использования слов,
обозначающих предметы, действия и признаки с учетом грамматически правильного
согласования слов, что способствует коррекции грамматического строя речи.
В ходе занятий развивается художественно-творческие способности, приобщение к
искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуре, формируется
эстетическое эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказываются на
отношение к миру искусства. Желание творить –внутренняя потребность ребенка, она
возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью.
4
лет.
10.3. Цель и задачи
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 3-8
1. Знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного творчества, для
обогащения зрительных впечатлений и формирования ручной умелости и эстетического
отношения к окружающему миру.
2. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы
и явления. Учить детей передавать впечатления об окружающем, отражая свои
эстетические чувства и отношение, передавать доступными выразительными средствами
настроение и характер образа.
3. Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной
деятельности: продолжать учить изображать объекты с натуры или по представлению,
точно передавая форму, строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки, создавать сюжеты разного масштаба.
4. Продолжать развивать композиционные умения: размещать объекты в
соответствии с особенностями их формы, величины, создавать композицию в зависимости
от сюжета.
5. Продолжать совершенствовать технику рисования гуашевыми, акварельными
красками, учить детей свободно экспериментировать, смешивая разные краски для
получения задуманных цветов и оттенков.
6. Продолжать знакомить детей с техникой работы различными видами изо
материалами (цветные карандаши, простой карандаш, восковые мелки, гуашевые и
акварельные краски и т.д.).
7. Продолжать учить детей координировать движение руки в соответствии с
характером создаваемого образа.
8. Продолжать учить детей правильно держать карандаш, кисть. Закреплять умение
наносить штриховку, использовать различный нажим карандаша, рисовать волнистые и
прямые линии, спирали, петли, накладывать мазки, проводить линии кистью всем ворсом
и концом. Продолжать готовить руку к письму.
9. Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Развивать интерес
к данному виду изобразительной деятельности.
Принципы построения педагогического процесса.
От простого к сложному.
Системность работ.
Принцип тематических циклов.
Индивидуального подхода.
Данная программа требует соблюдение следующих принципов:
Принцип участия (привлечение всех участников педагогического процесса к
непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности;
Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года).
Принцип возрастной адресности (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя
тематика, методы и приемы)
Принцип интеграции (данная программа является составной частью образовательной
программы детского сада).
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного
учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического
процесса).
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий).
5
Изложение
учебного
материала
имеет
эмоционально–логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и
переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,
качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при
работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают
интерес.
Системно -деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами. Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют
проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени
востребованы на других учебных предметах.
Программа кружка «Творческая мастерская» должна помочь стимулировать развитие
дошкольника путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные
потребности и способности каждого ребёнка, создать условия для социального и
культурного самовыражения личности ребенка
Сроки реализации программы
Занятия проводятся с детьми от 3-х до 8-ми лет. Длительность занятий определяется
возрастом детей. Во второй младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей
группе – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Срок реализации
программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения программы
Младшая и средняя группы.
-
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
Приобретут навыки самостоятельности и аккуратности при выполнении задания
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Разовьется любознательность, воображение и речь.
Старшая и подготовительная группы.
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы, умение работать по алгоритму.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
- Разовьется поисковая-исследовательская деятельность, любознательность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные
способности, инициативность.
- Подготовится рука к письму.
6
Дети с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи (ТНР)).
- дошкольники с ТНР самостоятельно и по образцу рисуют, лепят, отвечают
на вопросы, а также могут придумать короткий рассказ по созданной творческой работе.
- развивается умение проявить фантазию, творческие способности;
- приобретается ручная умелость, которая позволяет детям чувствовать себя более
уверенно.
- работа в кружке способствует формированию терпения, упорства;
- развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера, слуховое внимание,
память, словесно-логическое мышление;
- расширяется и активизируется словарный запас
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки,
открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
7
2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей
3-4 года: Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному
искусству, владеет способами зрительного и тактильного обследования различных
объектов для обогащения восприятия: с увлечением занимается лепкой, рисованием,
проявляет интерес к изобразительной деятельности взрослых. Может отображать свои
представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной
деятельности и в процессе художественного труда. Создает узнаваемые образы
конкретных предметов и явлений окружающего мира и свободно их обыгрывает.
4-5 лет: Изобразительная деятельность является символической формой игровой
индивидуальной деятельности ребёнка. В рисование постепенно все более активно
включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок
постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам.
Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение
человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети
могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.
5-6 лет: Рисование становится популярным среди детей дошкольников 5-6 лет.
Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в
определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у
детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и
точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их
рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие
специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с
отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с
личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые
половые различия.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным
(продуктивным)
воображением,
которое
начинает
приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы
воображения
значительно
полнее
и
точнее
воспроизводят
действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения —создание и воплощение замысла —начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и
сюжет.
Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному
замыслу в конструировании и рисовании. Развивается изобразительная деятельность
детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать
до двух тысяч рисунков. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько
раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
6-8 лет: Восприятие рисунка в этом возрасте происходит по трем направлениям:
во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; вовторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть
именно то, что на нем изображено; наконец, совершенствуется интерпретация рисунка, то
есть понимание его содержания. Только к концу дошкольного возраста дети начинают
более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и в этот период
оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных с
8
помощью взрослых, а не на непосредственном восприятии перспективных отношений.
Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок
догадывается, что на самом деле он большой. Того уровня, на котором рисунок
воспринимается правильно без всяких дополнительных рассуждений, в дошкольном
возрасте достичь еще невозможно. Старший дошкольный возраст —период познания
мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно
новому этапу в его жизни —обучению в школе.
Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа как изображений, так и построек, не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе
сходства со знакомыми им объемными телами.
Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. В этом
возрасте дети уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные. Однако этому их нужно специально обучать. Данный вид
деятельности не просто доступен им -он важен для углубления их пространственных
представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных
условиях действия.
Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций,
событий зависят как от правильности восприятия, так и от характера изображенного
сюжета - его сложности, известности ребенку, доступности его пониманию. Дети обычно
активно относятся к рисункам, пытаются осмыслить, что на них изображено. Это
проявляется в рассуждениях по поводу нарисованного. Младший дошкольник не может
охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур, предметов.
Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов,
рассказов по картинкам, которые дают взрослые, в результате обучения детей
рассматриванию и объяснению рисунков.
2.2. Формы и методы занятий
Формы работы:
1. Игры.
2. Беседы, работа с наглядным материалом.
3. Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
4. Рассматривание репродукций картин.
5. Динамические паузы.
Методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасностью во
время проведения занятий, в доступной форме объясняет детям чем будут заниматься в
течении.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в
тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
9
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать
азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятия нетрадиционными методами- специальные занятия, представляющие
детям экспериментировать с различными материалами, учиться видеть в обычных
предметах новые интересные образы.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу
в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у
детей и родителей.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей
чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для
проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная
деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не
только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и
помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности
каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и
различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить
образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в
соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому
ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим
характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп
работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С
этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает
организацию коллективной работы детей.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог
объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и
способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного
материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных
мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы,
методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития
познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей
технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь,
пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, палитра и др.). При этом используется для показа
учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог
раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
10
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения
композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний педагог уточняет чем
занимались на занятии, какими пользовались материалами, способы изображения и т. д.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена
специальным набором игровых приёмов.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий могут превращаются в
сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает
неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На занятиях необходимо давать уверенность каждому ребенку, похвалить его, даже
сети у ребенка что-то не получается, необходимо выявить положительные стороны. Иначе
можно развить у ребенка неуверенность в своих способностях. Чем старше дети, тем
можно чаще обращать внимание на неточности, но в очень мягком варианте замечаний.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка.
Эффективно проводить динамическую паузу.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку
быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Эффективно включать в работу нетрадиционные способы рисования для
раскрепощения детей.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко,
вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Формы и методы занятий с детьми с ОВЗ (ТНР).
Ребенок дошкольного возраста с ТНР часто слабо проявляет интерес к миру
искусства, имеет нечеткие представления об окружающем, не удерживает в памяти
инструкцию. Ограниченность словарного запаса проявляется и в трудностях усвоения
и использования многих слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Особое внимание при работе с детьми с ТНР уделяется расширению их знаний
об окружающем мире, точности высказываний.
Основной формой работы являются занятия, в ходе которых у детей формируются
образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая
основа движений, совершенствуются операционно-технические умения.
На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной
деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития. Дети
с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке.
Особенно привлекательны для них нетрадиционные техники работы с бумагой,
с необычным материалом — рваной бумагой, ватными дисками, бумажными салфетками,
фантиками, и т.д. Это способствует развитию зрительного восприятия, мелкой моторики;
у детей с ТНР активизируются познавательные процессы, мыслительная деятельность,
существенно повышается мотивация к занятиям.
Работа с материалами с выраженной фактурной поверхностью позволяет развивать
тактильную чувствительность, которая воздействует на тактильно-кинетические центры,
связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Изобразительная деятельность детей в дошкольном возрасте предполагает решение
изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать поделку) и может включать
отдельные игровые ситуации. По завершении выполнения работы ребенок с помощью
11
взрослого в коллективе обыгрывает сказочный сюжет со своей поделкой, тем самым
получая эмоциональную поддержку, опыт творческого самовыражения.
На занятиях с детьми применяются следующие методы:
- практический (выполнение работ по образцу, схеме);
- словесные методы (рассказы, беседы, словесные приемы – поощрение,
одобрение);
- наглядные методы и приемы;
- объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов реализации программы. В качестве форм подведения
итогов по программе используются: ИЗО и творческие конкурсы, участие в выставках
различного уровня.
2.3. Содержание программы
Во время работы по художественно-эстетическому направлению в дошкольном
образовательном учреждении предусматривается четкая организация всего процесса.
Она обеспечивается:
1. рациональным составлением расписаний занятий НОД;
2. планированием индивидуальной работы;
3. оснащением ИЗО-студии необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Учебный план
Возраст детей
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-8 лет
Количество занятий
в неделю
в год
1
1
1
1
32
32
32
32
Продолжительность
не более 15 мин
не более 20 мин
не более 25 мин
не более 30 мин
2.4. Содержание разделов программы.
1. Работа в технике «Оригами».
Традиционная техника складывания бумажных фигурок Складывание фигурок
благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти,
логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют
воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлѐнности. Работа
с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких
квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы
с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных
двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе
занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи
обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается
познавательными рассказами различной направленности.
Создавая бумажные модели, ребѐнок постоянно работает с геометрическими
фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной
геометрической фигуры –квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках
ребѐнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими
12
фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины,
соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При складывании фигурок
педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это
фигурки животных.
2. Работа с мятой бумагой и бумагопластика.
Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток помогающая
педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности,
формирования познавательной и коммуникативной активности. Работа строится на
имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами:
складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное,
силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
3. Изготовление объѐмных картинок, аппликация.
Изготовление аппликации –достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для
детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей.
Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На
занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических
фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут
изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и
бумагопластики.
5. Рисование в нетрадиционной технике (монотипия, кляксография, рисование
на мокрой бумаге, оттиски и отпечатки).
6. Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к
творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования,
знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению
с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую
моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из
предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при
их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети
знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и
умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий,
использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и
этот этап работы педагог берѐт на себя. При работе с бросовым материалом учитывается
возрастные особенности детей
7. Пластилинография.Даѐт предпосылки к созданию сложных лепных композиций
в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы,
прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение
частей путѐмпримазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только
практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет
всесторонне развивать личность ребѐнка. Поделки, включѐнные в кружковую
деятельность, могут иметь разное назначение:для игр детей;для украшения интерьера
группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков. 8.
Поделки из бросового материала.
9. Поделки из природного материала.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе
предъявляется определѐнные требования: должен быть безопасным для детей (не
токсичным, не вызывать аллергию); доступным в обработке.
10. Традиционное рисование (красками, карандашами, мелками)
11. Пластилино - и тестопластика.
13
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Тематическое планирование
Учебно-тематический план второй младшей группы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема занятия Используемый материал
Примечание
Октябрь
Рисование
Лист с наклееными Учить
пользоваться
акварельными
шаблонами 2-х тучек.
«Дождик»
красками. Учить рисовать прямые и
Краски. Кисть.
прерывистые линии (сильный и слабый
дождик). Закрепить название синего цвета.
Техника
Лист клена.
Познакомить с техникой нетрадиционного
нетрадицион Акварельные краски.
рисования с помощью отпечатков.
ного
Знакомство с акварельными красками.
Широкая кисть.
Закрепить название желтого цвета.
рисования
Альбомный лист.
«Лист клена»
Рисование
Лист альбомный с Учить набирать краску на кисть, аккуратно
«Спелое
готовым
контуром закрашивать, не выходя за контур.
яблоко».
яблока с листочком.
Закрепить название красного и зеленого
Акварельные краски.
цветов.
Изготовление Семечки
тыквы. Закрепить понятие «парус», для чего парус
поделки
из Пластилин.
у кораблика. Развивать фантазию и
Тонированная бумага воображение.
семечек
синего цвета, лепестки
тыквы
сухих цветов.
Ноябрь
Пластилино- Пластилин
желтого
пластика.
цвета.
«Блинчики.
Клеенка.
Баранки»
Пластилиноп Пластилин (или тесто
ластика
для лепки).
(тестопласти Клеенка.
ка) «Улитка»
Тестопласти- Тесто для лепки.
ка.
Клеенка. Формы для
теста. Стеки.
Учить разминать шарик в блинчик и
раскатывать
в
колбаску.
Соединять
колбаску в кольцо («баранку»)
Учить
последовательности в работе.
Учить соединять детали в единый образ.
Учить разминать тесто и вырезать формы,
наносить рисунок на готовую форму с
помощью стеков.
Пластилинопластика
«Морковка
для зайки».
Пластилин оранжевого Учить раскатывать из пластилина колбаски,
и зеленого цветов. соединять детали путем придавливания,
Клеенка.
Игрушка развивать
мелкую
моторику,
зайчик.
координировать движения обеих рук.
Декабрь
Нетрадицион Контур зайчика на Учить детей видоизменять зайчика, менять
ная техника цветном
картоне летнюю шубку на зимнюю. Создавать
рисования
формата А5. Манная изображение с помощью манной крупы,
«Зайчик»
крупа. Клей ПВА.
прививать интерес к творчеству. Учить
Готовый образец.
аккуратности в работе.
14
½ листа тонированной Учить создавать объемное изображение
снеговика, при помощи техники обрывания
бумаги,
бумаги. Учить детей правильно наклеивать
кисть клеевая,
бумагу, не выходя за контур.
клей
салфетка, клеенка.
Готовый образец.
11 Аппликация
Готовый
контур Закрепить навык создания обрывной
«Снежинка»
снежинки на листе А5. аппликации. Учить аккуратности в работе.
Голубая и серебряная
бумага. Клей. Клеенка.
Готовый образец.
12 Смешанная
Лист формата А5 с Учить с помощью ватной палочки «зажечь»
техника
зеленым
шаблоном на елке цветные фонарики, «повесить»
«Наряд для елки. Ватные палочки. бусы.
новогодней
Акварельные краски.
елки»
Готовый образец.
Январь
13 Аппликация
Лист
А5.
Готовые Учит
алгоритму выполнения.
Учить
«Пингвин»
шаблоны
деталей. аккуратности в работе.
Готовый образец.
Клей.
14 Оригами
Квадрат из цветной Учить складывать бумажный квадрат по
«Превращени бумаги.
диагонали, пополам. Учить действовать по
е квадрата»
образцу. Развивать мелкую моторику руки,
Готовые образцы.
ручную умелость. Закрепить
понятия
«квадрат», «треугольник».
15 Оригами
Квадрат
оранжевого Учить складывать бумажный квадрат.
«Лисичка»
цвета.
Готовый Развивать фантазию и ручную умелость,
образец.
Черный мелкую моторику руки.
фломастер.
16 Оригами
Квадрат коричневого Учить складывать бумажный квадрат.
«Собачка»
цвета.
Черный Развивать фантазию и ручную умелость,
фломастер.
Готовый мелкую моторику руки.
образец.
Февраль
17 Шнуровка
Сердечко из картона с Учить продевать ленточку в отверстия по
«Сердечко»
отверстиями
по контуру сердечка. Развивать ручную
контуру.
Цветная умелость, мелкую моторику руки.
атласная
узкая
ленточка.
18 Рисование
Альбомный лист с В
процессе
закрашивания
листа
нетрадицион нанесенным рисунком разноцветными
красками,
проявляется
ное
восковой свечкой.
рисунок.
«Волшебная
Краски. Кисть.
картинка»
19 Аппликация
Заготовки из бумаги Развивать творческое воображение и
с
желтые круги. Черный, фантазию, мелкую моторику руки, умение
дорисовывакрасный
фломастер. действовать по алгоритму.
нием
Клей. Лист картона
«Цыплята»
формата А5. Готовый
образец.
10 «Снеговичок»
(Обрывание
бумаги)
15
20 Оригами
«Кораблик»
21 Рисование
«Букет
мимозы»
22 Аппликация
«Гнездышко»
23 Рисование
«Солнышко»
24 Аппликация
«Подснежники»
25 Рисование
бабочки в
нетрадиционной технике
«монотипия»
26 Рисование
птички в
технике
«Нижегородс
кая роспись»
27 Аппликация
обрывная
«Рукавичка»
28 Аппликация
«Банка с
компотом»
29 Рисование
мелками.
«Праздничны
й салют»
30 Одуванчики
(печатками)
Цветная
бумага Развивать
мелкую
Готовый образец.
Аккуратность в работе.
моторику
руки.
Март
Акварельные краски
Продолжать учить детей рисовать с натуры,
.Листы А3
передавая
характерные
особенности.
Кисти
и
ватные Продолжать
знакомить
детей
с
палочки.
нетрадиционными техниками рисования.
Веточка мимозы и Развивать интерес у детей к рисованию.
готовый образец.
Полоски
коричневой Развивать воображение, фантазию. Учить
бумаги. Лист А5. Клей. аккуратности в работе. Развивать мелкую
Клеенка.
Готовый моторику руки.
образец.
Краски.
Альбомный Учить аккуратно набирать краску кистью.
лист. Готовый образец.
Учить рисовать различные виды лучей:
короткие («примакиванием»), длинные лучи
(линиями), лучи-завитки.
Лист
А5.
Клей. Учить алгоритму действий, аккуратности в
Готовые детали для работе.
создания аппликации.
Готовый образец.
Апрель
Шаблон бабочки.
Познакомить детей с нетрадиционной
Краски, кисти.
техникой – монотипия. Знакомить детей с
Готовый образец.
симметрией
и
асимметрией.
Совершенствование умений
детей в
различных изобразительных техниках.
Контур птички на
Знакомить с народными промыслами.
альбомном листе.
Развивать аккуратность в работе,, умение
Краски. Кисти.
следовать образцу.
Готовый образец.
Лист А5 с контуром Развивать воображение, фантазию, интерес
рукавички.
Цветная к творческой деятельности.
бумага. Клей.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Шаблон
банки
из Развивать воображение, фантазию. Учить
бумаги. Заготовки из аккуратности в работе. Развивать мелкую
цветной
бумаги моторику руки.
«Вишни»,
«сливы»,
«яблоки». Клей.
Май
Лист А4 темного цвета Развивать воображение, фантазию, интерес
Цветные мелки,
к творческой деятельности. Учить
Образец рисунка,
изображать салют. Поощрять детское
иллюстрации, эскизы.
творчество, инициативу.
Цветной бледно-зеленый
Лист А4,
Совершенствовать умения детей в данных
техниках. Учить создавать выразительный
16
акварель,
кисти,
печатки
разных
размеров
31 Аппликация
Лист
А4.
Готовые
«Букет»
шаблоны
различных
цветков.
Зеленый
восковой
мелок.
Готовый
шаблон
вазочки.
Готовый
образец.
32 Рисование
Краски.
«Мое
Альбомный лист.
настроение»
Музыкальное
(по замыслу) сопровождение.
образ одуванчика.
композиции
Развивать
чувство
Учить алгоритму выполнения работы.
Поощрять фантазию. Развивать ручную
умелость и моторику руки.
Учить детей передавать в рисунке с
помощью цвета свое настроение.
Поощрять
фантазию,
развивать
воображение.
Учебно-тематический план средней группы
№
1
2
3
Тема занятия Используемый материал
Примечание
Октябрь
Рисование
Лист альбомный.
Учить аккуратности в работе.
«Осенний
Краски. Кисть.
смешивать краски.
дождь»
Техника
нетрадицион
ного
рисования
с помощью
отпечатков
листьев
Рисование
«Арбуз».
Учить
Листья деревьев
Акварельные краски.
Широкая кисть.
Альбомный лист.
Продолжить
знакомить
с
техникой
нетрадиционного рисования с помощью
отпечатков. Учить композиции на листе.
Лист альбомный.
Акварельные краски.
Учить аккуратности в работе, развивать
фантазию.
4
Изготовление Пластилин.
Семечки Развивать моторику руки, аккуратность в
поделки
из арбуза. Стеки. Клеенка. работе.
природного
материала
«Ежик»
Ноябрь
5
Пластилинопластика.
«Подсолнух»
Пластилин.
Учить алгоритму выполнения
Клеенка.
Картон Развивать мелкую моторику руки.
формата
1\4
А4.
Готовый шаблон
работы.
17
6
7
Аппликация
Цветная бумага. Клей.
отрывная
Лист А4.
«Разноцветн
ые шары»
Тестопластик Формы для теста. Тесто
а с помощю для лепки. Клеенка.
форм..
Стеки.
Клеенка. Учить,
соединять
детали
путем
Готовый придавливания,
развивать
мелкую
моторику, координировать движения обеих
рук.
Декабрь
9 Нетрадицион Краски. Емкость для Развивать
фантазию
и
творческое
ная техника красок.
Печатки. воображение. Учить аккуратности в работе.
рисования
Клеенка.
С помощью
печаток.
10 Рисование
учить
пользоваться
Краски. Кисти. Лист Продолжать
«Новогодняя альбомный.
акварельными красками. Аккуратности в
игрушка»
работе.
8
Пластилиног
рафия
«Птичка»
Учить
последовательности в работе.
Учить соединять детали в единый образ.
Развивать
моторику руки.
Развивать
фантазию и воображение.
Учить разминать тесто и вырезать формы,
наносить рисунок на готовую форму с
помощью стеков.
11 Аппликация
«Снежинка»
12 Смешаная
техника
«Наряжаем
елку»
13 Рисование
«Рябина»
по сырому.
Пластилин.
Стеки
.
образец.
Готовый
контур Закрепить навык создания обрывной
снежинки на листе А5. аппликации. Учить аккуратности в работе.
Голубая и серебряная
бумага. Клей. Клеенка.
Готовый образец.
Лист
картона
А3. Учить пользоваться ножницами. Учить
Готовые детали из последовательно собирать изображение из
бумаги.
Ножницы. частей.
Лист с контурами для
вырезания. Клей.
Январь
Альбомный
лист. Познакомить с техникой рисования по
Краски.
Готовый мокрому листу. Учить аккуратности в
образец.
работе.
14 Аппликация
Заготовки
для Развивать воображение и мелкую моторику.
«Одеяло для аппликации. Клей.
Учить аккуратности в работе.
Готовый образец..
мишки»
15 Оригами
«Мишка»
16 Оригами
«Котик»
Квадрат
бумаги.
образец.
фломастер.
Квадрат
бумаги.
фломастер.
образец.
цветной Учить складывать бумажный квадрат.
Готовый Развивать фантазию и ручную умелость,
Черный мелкую моторику руки.
цветной Учить складывать бумажный квадрат.
Черный Развивать фантазию и ручную умелость,
Готовый мелкую моторику руки.
Февраль
18
17 «Кудрявый
клоун»
Полоски из цветной Продолжать учить работать ножницами.
бумаги,
картон
– Развивать ручную умелость, мелкую
основа, глаза, нос.
моторику руки.
18 Поделка
«Солнышко»
19
20
21
22
23
24
Заготовки из бумаги Продолжать учить работать ножницами.
солнышек. Карандаш Развивать моторику руки и ручную
для
закручивания умелость.
лучиков.
Готовый
образец. Ножницы.
Аппликация
Лист картона. Готовые Развивать творческое воображение и
с
детали
и
контуры фантазию, мелкую моторику руки, умение
дорисовыван длясамостоятельного
действовать по алгоритму.
ием
вырезания из цветной
«Самолет»
бумаги. Клей. Готовый
образец.
птички. Знакомство с народными промыслами.
Рисование в Контур
Краски.
Готовый Развивать
стиле
мелкую
моторику
руки.
образец.
нижегородск
Аккуратность в работе.
ая роспись.
Март
Рисование
Акварельные краски
Продолжать
знакомить
детей
с
«Букет
для .Листы альбомные.
нетрадиционными техниками рисования.
Кисти
и
ватные Развивать интерес у детей к рисованию.
мамы»
палочки, штампики.
Готовый образец.
Аппликация
Готовые
детали. Развивать воображение, фантазию. Учить
«Скворечник Контура
для аккуратности в работе. Развивать мелкую
»
вырезания. Ножницы. моторику руки.
Клей.
Клеенка.
Готовый образец.
Рисование
Краски.
Альбомный Учить аккуратно набирать краску кистью.
«Солнышко» лист. Готовый образец.
Учить рисовать различные виды лучей:
короткие («примакиванием»), длинные лучи
(линиями), лучи-завитки.
Поделка из Ватные диски, картон, Учить алгоритму действий, аккуратности в
клей.
ватных
работе. Учить склеивать бумажные полоски
Готовый образец.
дисков
в трубочки. Учить закреплять готовое
«Аист»
изделие на подставке.
Апрель
25 Рисование
Познакомить детей с нетрадиционной
Шаблон бабочки.
бабочки в
техникой – монотипия. Знакомить детей с
Краски, кисти.
нетрадицион- Готовый образец.
симметрией
и
асимметрией.
ной технике
Совершенствование умений
детей
в
«монотипия»
различных изобразительных техниках.
26 Рисование
Контур чашки на
Знакомить с народными промыслами.
чашки в
альбомном листе.
Развивать аккуратность в работе, умение
технике
Краски. Кисти.
следовать образцу.
«Нижегородс Готовый образец.
кая роспись»
27 Аппликация
Лист А5 с контуром Развивать воображение, фантазию, интерес
19
обрывная
«Венок»
28 Аппликация
объемная из
кругов и
полосок
«Рыбка»
рукавички.
Цветная к творческой деятельности.
бумага. Клей.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Заготовки из цветной Развивать воображение, фантазию. Учить
бумаги.
Ножницы. аккуратности в работе. Развивать мелкую
Клей.
моторику руки.
Май
Развивать воображение, фантазию, интерес
к творческой деятельности. Поощрять
детское творчество, инициативу.
Лист альбомный.
29 Рисование
мелками.
Цветные мелки,
«Праздничны Образец рисунка,
иллюстрации, эскизы.
й парад»
30 Одуванчики Цветной бледно-зеленый
(печатание
Лист А4,
печатками)
акварель,
кисти,
печатки
разных
размеров
31 Аппликация
Лист
А4.
Готовые
«Букет»
шаблоны
различных
цветков. Шаблоны для
самостоятельного
вырезания.
Зеленый
восковой
мелок.
Готовый
шаблон
вазочки.
Готовый
образец.
32 Рисование
Краски.
«Мое
Альбомный лист.
настроение»
Музыкальное
(по замыслу) сопровождение.
Совершенствовать умения детей в данных
техниках. Учить создавать выразительный
образ одуванчика. Развивать чувство
композиции
Учить алгоритму выполнения работы.
Поощрять фантазию. Развивать ручную
умелость и моторику руки.
Учить детей передавать в рисунке с
помощью цвета свое настроение.
Поощрять
фантазию,
развивать
воображение.
Учебно-тематический план старшей группы
№
1
2
Тема занятия Используемый материал
Примечание
Октябрь
Рисование
Альбомный
лист. Продолжать
учить
пользоваться
«Осень»
Краски.
Готовый акварельными
красками.
Поощрять
образец. Репродукции воображение и творческую инициативу.
осени.
Техника
Листья деревьев.
Учить
составлять
композицию
из
нетрадицион Акварельные краски.
отпечатков листьев. Развивать фантазию.
ного
Широкая кисть.
рисования
Альбомный лист.
«Осенние
Готовый образец.
листья»
20
3
Рисование
«Фрукты».
Лист
альбомный. Продолжать
учить
пользоваться
Акварельные краски. акварельными
красками.
Поощрять
Готовый образец.
воображение и творческую инициативу.
4
Изготовление
аппликации
из листьев и
природного
материала
Засушенные
листья, Учить составлять композиции из листьев.
травы. Картон. Клей.
Учить аккуратности в работе. Поощрять
Готовые образцы.
воображение и самостоятельность.
Ноябрь
5
Пластилинопластика
«Окно»
6
Пластилиноп
ластика
(тестопласти
ка) «Домик»
Пластилиноп
ластика
«Ежик».
7
8
Пластилинопластика
«Зебра»
Рисование
«Снегири» в
технике
по
мокрому
листу.
10 Обрывная
аппликация
«Рукавички
Деда
Мороза»
11 Поделка из
бумаги
объемная«Сн
ежинка»
12 Рисование
«Новогодняя
елка»
9
Пластилин.
Стеки.
образец.
Клеенка. Продолжать учить работать с пластилином.
Готовый Учить аккуратности в работе. Поощрять
самостоятельность и фантазию. Развивать
мелкую моторику руки.
Пластилин.
Клеенка. Продолжать учить работать с пластилином.
Стеки.
Готовый Учить аккуратности в работе. Поощрять
образец.
самостоятельность и фантазию. Развивать
мелкую моторику руки.
Пластилин. Готовое
Продолжать знакомить
лепить из
пластилина. Знакомить с различными
изображение на листе,
лепки
(прищипывание,
гречневая крупа. Стека. приемами
надавливание, расплющивание, нанесение
Клеенка.
рисунка)
Пластилин.
Клеенка. Продолжать учить работать с пластилином.
Стеки.
Готовый Учить аккуратности в работе. Поощрять
образец.
самостоятельность и фантазию. Развивать
мелкую моторику руки.
Декабрь
Альбомный
лист. Продолжать знакомить с нетрадиционными
Губка. Краски.
техниками рисования. Развивать творческое
воображение. Учить смешивать краски.
Цветная бумага. Картон.
Цветные карандаши.
Продолжать обучать технике обрывной
аппликации. Обучать аккуратности в
выполнении работы.
Ножницы
Голубая и серебряная
бумага. Клей. Клеенка.
Готовый образец.
Краски.
Альбомный
лист.
Развивать моторику руки и ручную
умелость. Учить работать по алгоритму.
Учить
проявлять
самостоятельность.
воображение,
Январь
21
13 Оригами
«Барыня»
Бумага
Ножницы.
образец.
Цветная. Учить складывать бумагу. Развивать
Готовый моторику руки и ручную умелость.
Развивать пространственные отношения.
14 Оригами
«Рыбка»
Бумага
Ножницы.
образец.
Цветная. Учить складывать бумагу. Развивать
Готовый моторику руки и ручную умелость.
Развивать пространственные отношения.
15 Поделка
в
смешанной
технике
«Змейка»
16 Поделка из
бумажных
полосок
«Коврик»
17
18
19
20
21
22
Картон.
Бумага Обучать
внимательности,
работе
по
цветная.
Цветные алгоритму. Поощрять аккуратность и
мелки. Ножницы. Клей. воображение.
Готовый образец.
Полоски из цветной Развивать моторику руки и ручную
бумаги. Заготовка из умелость. Учить работать по алгоритму.
картона для плетения.
Поддерживать самостоятельность.
Готовые образцы.
Февраль
Шаблон для Листы с шаблонами Развивать
мелкую
моторику
руки,
вырезания по для
разрезания. закреплять навык владения ножницами.
линиям
Готовые
образцы.
разной
Ножницы.
конфигураци
и.
Рисунок
в Краски.
снятию
нервноЛист Способствовать
нетрадицион альбомный.
психического
напряжения.
Развивать
ной технике с Коктейльные трубочки. фантазию.
помощью
Готовые изображения.
выдувания из
трубочек.
Шаблон для Листы с шаблонами Развивать мелкую моторику руки,
вырезания по для
разрезания. закреплять навык владения ножницами.
линиям
Готовые
образцы.
разной
Ножницы.
конфигураци
и.
альбомный. Способствовать
развитию
фантазии,
Рисунок
из Лист
Простой и цветные моторики
руки.
Поощрять
ладошки
карандаши.
Готовые самостоятельность.
«Жираф»
изображения.
Март
Рисование
Акварельные краски. Развивать фантазию и творчество.
«Букет
Листы альбомные.
для мамы»
Кисти
и
ватные
палочки.
Готовые образцы.
Открытка
Цветной
картон. Развивать моторику руки и ручную
«Весна»
Шаблоны
для умелость. Учить работать по алгоритму.
вырезания.
Цветная Поддерживать самостоятельность.
бумага. Фломастеры.
Клей.
Клеенка.
Готовый образец.
22
23 Рисование в
технике
отпечатков
«Тюльпаны»
24 Аппликация
«Коврик для
мышки»
25
26
27
28
29
30
31
32
Краски.
Альбомный Продолжать знакомить с нетрадиционными
лист.
Штампики
и техниками рисования.
печатки.
Готовый
образец.
Заготовка из цветной Учить работать по образцу. Развивать
бумаги. Клей. Готовые пространственное мышление. Воспитывать
детали для создания аккуратность в работе. Развивать моторику
аппликации.
руки.
Готовый образец.
Апрель
Рисование
Шаблон бабочки.
Развивать воображение и творческую
бабочки в
Краски, кисти.
инициативу.
нетрадицион- Готовый образец.
ной технике
«монотипия»
Рисование в
Контур игрушки на
Продолжать знакомить с народными
технике
альбомном листе.
промыслами. Поощрять аккуратность и
«Нижегородс Краски. Кисти.
воображение.
кая роспись» Готовый образец.
Поделка
Бумага цветная. Клей. Продолжать учить работать по алгоритму.
«Пингвин»
Ножницы.
Картон. Соблюдать последовательность действий в
Готовый образец.
работе. Учить аккуратности.
Поделка в
Бумажная
тарелка. Продолжать учить работать по алгоритму.
смешаной
Клей. Шаблоны для Соблюдать последовательность действий в
технике на
вырезания. Ножницы. работе. Учить аккуратности.
бумажной
Пластилин.
тарелке
Готовый образец.
«Лягушонок»
Май
Поделка
Готовые шаблоны для Продолжать учить работать по алгоритму.
открытка
к наклеивания. Контуры Соблюдать последовательность действий в
празднику
для вырезания. Картон работе. Учить аккуратности.
цветной. Клей. Цветная
бумага.
Рисование
Лист
альбомный Учить
проявлять
воображение,
цветные
карандаши. самостоятельность.
«Пейзаж»
Готовые
работы
и
иллюстрации
с
изображением пейзажей.
Аппликация
Лист картона. Клей. Учить алгоритму выполнения работы.
«Букет»
Готовые
шаблоны Поощрять фантазию. Развивать ручную
различных
цветков. умелость и моторику руки.
Готовый
шаблон
вазочки.
Готовый
образец.
Рисование
Краски.
Учить детей передавать в рисунке с
«Мое
Альбомный лист.
помощью цвета свое настроение.
настроение»
Музыкальное
Поощрять
фантазию,
развивать
(по замыслу) сопровождение.
воображение.
23
Учебно-тематический план подготовительной группы
№
1
2
3
Тема занятия Используемый материал
Примечание
Октябрь
Рисование
Лист
альбомный. Развивать воображение. Аккуратность в
отпечатками
Осенние
листья работе.
листьев
и деревьев, травы.
растений
Краски. Кисть.
«Осень»
Аппликации
Альбомный
лист. Развивать воображение, фантазию, интерес
из
Листья деревьев и к творческой деятельности.
природного
растения.
Ножницы. Поощрять детское творчество, инициативу.
материала
Клей.
Салфетки.
Фломастеры
для
дорисовывания
«Натюрморт» Цветная
бумага, Развивать воображение, фантазию, интерес
картон.
Ножницы. к творческой деятельности.
Клей.
Поощрять детское творчество, инициативу.
4
Изготовление .Пластилин. Крылатки Продолжать учить работать с природным
поделки
из клена. Цветной картон. материалом,
проявлять
фантазию
и
природного
Клей.
воображение.
материала
«Букет»
Ноябрь
5
Пластилинопластика.
«Грибы
в
корзинке»
Пластилиноп
ластика
(тестопласти
ка) «Домик»
Пластилиноп
ласти-ка
«Котик»
6
7
8
Пластилиноп
ластика
«Рыбка»
9
Рисование
«Зима»
Пластилин.
Стеки. Продолжать учить работать с пластилином.
Картон.
Клеенка. Смешивать
кусочки
разного
цвета.
Готовый образец.
Проявлять фантазию и развивать ручную
умелость.
Пластилин.
Картон. Развивать воображение, фантазию, интерес
Стеки.
Клеенка. к творческой деятельности.
Готовый образец.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Пластилин для лепки.
Готовый образец. Стеки
для нанесения рисунка.
Продолжать учить работать с тестом для
лепки. Учить соединять детали и наносит
рисунок.
Пластилин для лепки. Развивать воображение, фантазию, интерес
Готовый
образец. к творческой деятельности.
Стеки для нанесения Поощрять детское творчество, инициативу.
рисунка.
Декабрь
Краски.
Альбомный Развивать воображение, фантазию. Учить
лист.
Кисти. аккуратности
в
работе.
Поощрять
Репродукции
на творчество и инициативу.
зимнюю тему.
24
10 Поделка
Цветная бумага. Клей.
«Новогодняя Ножницы.
Цветной
игрушка»
картон.
Готовый
образец.
11 Рисование
Готовый
образец.
«Снегири»
Краски.
Альбомный
лист.
Учить аккуратности в работе. Умение
следовать
алгоритму
выполнения.
Развивать моторику руки, фантазию.
Развивать воображение, фантазию. Учить
аккуратности
в
работе.
Поощрять
творчество и инициативу.
12 Аппликация
«Новогодняя
открытка»
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Цветной
картон. Учить аккуратности в работе. Умение
Ножницы.
Цветная следовать
алгоритму
выполнения.
бумага. Клей. Готовый Развивать моторику руки, фантазию.
образец.
Январь
Оригами
Лист цветной бумаги. Продолжать учить складывать бумагу.
«Лягушонок» Черный фломастер.
Развивать воображение, фантазию. Учить
аккуратности в работе. Развивать мелкую
моторику руки.
Поделка
в Заготовка из цветного Развивать воображение, фантазию, интерес
смешанной
картона. Пластилин.
к творческой деятельности.
технике
Поощрять детское творчество, инициативу
«Чайник»
Клей. Заготовки из Продолжать учить складывать бумагу.
Оригами
«Барышня»
цветной бумаги для Развивать воображение, фантазию. Учить
складывания.
аккуратности в работе. Развивать мелкую
моторику руки.
Рисунок
Заготовка контура для Развивать воображение, фантазию, интерес
«Одежда для рисования
на к творческой деятельности.
листе. Поощрять детское творчество, инициативу.
медвежонка» альбомном
Цветные
карандаши.
Готовый образец.
Февраль
Поделка из Ватные диски. Картон. Развивать воображение, фантазию. Учить
ватных
Краски. Клей. Готовый аккуратности в работе. Развивать мелкую
дисков
образец.
моторику руки.
«Зимний
город»
Поделка из Лист белой бумаги. Продолжать знакомить с разными техникам
бумаги
Ножницы.
Клей. и. Развивать воображение, фантазию,
«Кружка»
Цветные
мелки. интерес к творческой деятельности.
Готовый образец.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Оригами
Цветная
бумага Развивать воображение, фантазию. Учить
«Морковка»
оранжевого и зелено аккуратности в работе. Развивать мелкую
цвета.
моторику руки.
Аппликация
Ножницы. Контуры для Продолжать учить работать по алгоритму.
из
кругов вырезания.
Клей. Аккуратности в работе.
«Черепаха»
Картон.
Готовый
образец.
Март
Аппликация- Цветная
бумага. Развивать воображение, фантазию, интерес
открытка ко Ножницы.
Клей. к творческой деятельности.
25
дню 8 марта
22 Оригами
«Бабочка»
Готовый образец.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Бумага
цветная. Развивать воображение, фантазию, интерес
Готовый образец. Клей. к творческой деятельности.
Поощрять детское творчество, инициативу.
23 Объемная
Белая бумага. Цветной Развивать воображение, фантазию. Учить
аппликация картон. Клей. Цветные аккуратности в работе. Развивать мелкую
«Белый
карандаши.
Готовый моторику руки.
медведь»
образец.
24 Обрывная
Цветная
бумага. Развивать моторику руки и ручную
аппликация
Заготовка
контур умелость. Учить аккуратности в работе,
«Клоун»
клоуна.
Цветные поощрять самостоятельность и
карандаши.
Клей. воображение.
Готовый образец.
Апрель
25 Пластилино- Картон черного цвета. Учить создавать рисунок с помощью
Пластилин.
Стеки. пластилина. Смешивать кусочки разных
графия
Клеенка.
Готовый цветов для получения отдельного цвета.
«Космос»
Развивать воображение.
образец.
26 Нетрадицион Лист альбомный.
Развивать воображение, фантазию, интерес
ное
Простой и цветные
к творческой деятельности.
рисование из карандаши.
Поощрять детское творчество, инициативу.
ладошек
«Павлин»
27 Нетрадицион Лист
альбомный. Развивать воображение, фантазию, интерес
ное
Простой и цветные к творческой деятельности.
рисование из карандаши.
Поощрять детское творчество, инициативу.
ладошек
«Морской
конек»
28 Нерадицион- Готовый
контур Продолжать
знакомить
с
техникой
матрешки. Краски.
ное
монотипия.
Развивать
воображение,
рисование
фантазию. Учить аккуратности в работе.
«Матрешка»
Развивать мелкую моторику руки.
Май
29 Открытка
Цветной
картон. Развивать воображение, фантазию. Учить
«День
Цветные
карандаши. аккуратности в работе. Развивать мелкую
победы»
Цветная бумага. Клей.
моторику руки.
30 Оригами
Лист белой бумаги. Развивать воображение, фантазию, интерес
«Голубь
Ножницы.
Черный к творческой деятельности.
мира»
фломастер.
Поощрять детское творчество, инициативу.
31 Поделка из Бумага
цветная. Развивать воображение, фантазию. Учить
бумажных
Бумажные
трубочки. аккуратности в работе. Развивать мелкую
трубочек
Клей.
Ножницы. моторику руки.
«Котик»
Готовый образец.
32 Поделка из Бумага
цветная. Развивать воображение, фантазию, интерес
бумажных
Ножницы.
Клей. к творческой деятельности.
трубочек
Бумажные
трубочки. Поощрять детское творчество, инициативу.
«Лошадка»
Готовый образец.
26
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
o демонстрационная доска,
o дидактический материал,
o аудиозаписи в соответствии с темами занятий,
o картон и бумага различного формата и цвета,
o карандаши, фломастеры,
o кисти круглые и плоские разного размера,
o стеки и пластилин,
o ватные палочки,
o баночки для воды,
o клеёнки,
o доски для лепки,
o салфетки одноразовые
o краски акварельные и гуашевые
o клей ПВА
o шаблоны, трафареты
o тычки
o трубочки для коктейля
o зубочистки
o пробки
o штампики
o место для выставки детских работ
Изостудия хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и
оборудована необходимой мебелью: столами, стульями. Стены украшены лучшими
детскими работами.
Учебно-методическое обеспечение:
. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб:
"КАРО” , 2007.
3. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых
маленьких – М.: ООО Астрель, 2012..
4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учебметод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008.
5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО
"Скрипторий 2003” 2006.
6. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие
способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических
учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый
ветер, 2011.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая
группа: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017-152
с.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа:
Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017-152 с.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа:
Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017-152 с.
27
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная
группа: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017-152
с.
3.3. Особенности организации предметно-пространственной среды
Одним из условий формирования интереса у дошкольников является предметно
– развивающая среда. Не требует особых доказательств утверждение о том, что самые
ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных
творческих изысканий.
Важно, чтобы творческое пространство было насыщено многообразием
современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные
цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь,
а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и
других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки,
разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие
всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов.
Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему
экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и
материалы, открывать для себя неизведанное.
Так дети открывают для себя процесс создания дополнительных цветов спектра.
Причем дети имеют возможность делать собственные открытия разными способами, с
использованием разных материалов:
• исследуя свойства и экспериментируя с красками;
• играя и манипулируя с разноцветными стекляшками-окошечками;
• увлеченно конструируя и экспериментируя с волшебными волчками.
Самые интересные для детей эксперименты – это, конечно, реальные опыты с
реальными предметами и их свойствами и знакомство с нетрадиционными техниками
и материалами:
• кляксография;
• монотипия;
• использование ватных палочек, различных печаток и тампонов;
• пальцевая живопись и т. д.
Процесс познания – творческий процесс. Задача педагога – плавно перевести
ребенка от простого манипулирования с художественными материалами и
оборудованием к их исследованию, поддерживать и развивать этот исследовательский
интерес на пути к личным открытиям.
28